Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 18

              Увеличенное число передач получается в коробке с двумя промежуточными валами. В татой коробке поступившая на первичный вал мощность долится на два потока, которые на вторичной валу вновь соединяются в один поток. Каждое зацепление в этой коробке передает мощность, равную примерно половине мощности,  поступившей на первичный вал. Это дает возможность при тех же напряжениях на зубьях, что и в трехвальной коробке с од­ним промежуточным валом, получить менее широкие зубчатые колёса.

              Уменьшение ширины зубьев сокращает длину коробки, либо при той же длине поз­воляет разместить дополнительные шестерни, увеличивая тем самым чис­ло передач. Очевидно, что коробки с дополнительными промежуточными валами имеют повышенную сложность, почему и не нашли широкого распро­странения.

                 Наиболее эффективный и рациональный путь создания многоступенчатой коробки передач – последовательное соединение нескольких коробок. Такие коробки называются составными и выполняются в нескольких вариантах.

             В коробке передач КамАЗ, представляющей собой две последовательно включённых коробки,  основная пятиступенчатая коробка расположена после двухступенчатой дополни­тельной. Диапазон переда­точных чисел дополнитель­ной коробки (отношение передаточных чисел низшей и высшей передач) обычно выбирают из условия

где   отношение передаточных чисел двух со­седних передач

                   ос­новной коробки.

Основная коробка имеет 5 пере­дач, причём высшей является прямая; дополнительная коробка имеет две передачи: прямую и ускоряющую, а вся составная коробка имеет 10 передач.

            При включении ускоряющей передачи в дополнительной коробке передаточные числа составной располагаются между передаточными числами ос­новной коробки, происходит как бы чередование передаточных чисел составной и основной коробок. Поэтому дополнительная коробка, расположенная перед основной и отвечающая вышеприведенному ус­ловию, называется делителем. Ко­робка передач с делителем позво­ляет получить при сравнительно малом числе зубчатых колес и без существенного усложнения требуе­мое число передач. Передаточные числа в такой коробке располага­ются плотно, отношение передаточ­ных чисел двух соседних передач находится в пределах 1,2...1,3, это позволяет водителю всегда выбрать такую передачу, при кото­рой коэффициент использования мощности двигателя был бы макси­мальным. Преимуществом такой ко­робки является высокая степень унификации: основная коробка мо­жет с минимальными переделками использоваться отдельно от дополнительной (например, на автомобилях КамАЗ применяется пятиступенчатая коробка и десятиступенчатая составная, которые унифи­цированы). Установка делителя лишь в небольшой степени расширяет общий диапазон передаточных чисел (отношение передаточного числа первой передачи к передаточному числу высшей), поэтому основная коробка должна быть выполнена с большим диапазоном.