Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 72

                Если направляющие функции вы­полняет отдельное от рессоры устрой­ство, то, как правило, оба конца рес­соры должны свободно перемещаться в продольном направлении.

В подвесках автомоби­лей и тракторов применяются специальные цилиндрические пружины, работаю­щие на сжатие. Характеристика таких пружин при осевом сжатии линейная. Нелинейная характеристика пружин может быть получена за счет пере­менного шага витков или при посто­янном шаге путем придания ей кони­ческой или параболической формы. В подвесках такие пружины встреча­ются сравнительно редко, что объяс­няется их большей стоимостью из-за усложненной технологии изготовле­ния. Пружины при работе восприни­мают только усилия, приложенные вдоль оси, поэтому при их использова­нии в подвеске необходимо применять направляющее устройство.

           При конструировании подвески с пружинным упругим элементом необ­ходимо обеспечить полный контакт между конечными опорными витками и опорными деталями за счет правильной заправки концов пружины;

правильное центрирование пружины в опорах (центрирование обычно осу­ществляется по внутренней поверхно­сти витков; между центрирующим по­яском и витками из-за неточности изготовления  пружины предусматривают зазор, равный 0,02... 0,025 центрирующего диаметра; во избежание повышенного трения меж­ду витками и центрирующим пояском его высота равна 1...1,5 диаметра проволоки пружины); отсутствие контакта между витками при любой нагрузке.

Торсионный вал (торсион) — упругий элемент в виде работающего на кручение стержня, один конец которого связан с несущей системой, а второй  с рычагом на­правляющего устройства. Торсионы имеют большую, чем у рессор, энерго­емкость, но и более сложны в изго­товлении.

     Торсионы классифицируются: по числу элементов — одиночные и составные; по форме поперечного сечения стержня — круглые,   прямоугольные, призматические; по форме головок — шлицевые или призма­тические. Иногда головки выполняют­ся цилиндрической формы с лысками для крепления с помощью клина. Со­ставные торсионы могут быть с па­раллельным или по­следовательным  соединением. Торсионы с параллельным соединением (пучковые) составляются из круглых стержней с шестигранными головками по семь стержней в пучке или из набора прямоугольных пластин. Составные торсионы применяются при конструктивном ограничении длины торсиона. Наибольшее распростране­ние вследствие наилучшей технологич­ности при изготовлении и сборке полу­чили круглые одиночные торсионы со шлицевыми головками и составные из набора прямоугольных пластин.