Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 11

                    Основными схемами вальных коробок, на которых базируются другие схемы, являются двух- и трехвальные коробки.

                    Характерной особенностью двухвальных коробок является наличие двух основных валов (первичного и вторичного) и вала заднего хода. Крутящий момент на всех передачах переднего хода передается через одну пару шестерен.

              Трёхвальные коробки характеризуются наличием трех основных ва­лов (первичного, вторичного и промежуточного) и вала заднего хода. В наиболее распространенных трёхвальных коробках первичный и вторичный валы расположены соосно. Указанное обстоятельство позволяет в трехвальных коробках получить прямую передачу, когда крутящий момент передаётся непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя шестерни, передаточное число коробки при этом равно единице. На всех остальных передачах крутящий момент передается через две пары шесте­рен. Таким образом, поскольку в двухвальной коробке крутящий момент передаемся через одну пару шестерен, а в трёхвальной - через две, коэффициент полезного действия двухвальной коробки выше, чем трёхвальной. Исключение составляет работа трёхвальной коробки на прямой передаче. Отсюда и области применения двухвальной и трехвальной коробок: трехвальная - на автомобилях, у которых на долю прямой передачи приходится большая часть времени работы, двухвальная - на тракторах, у которых время работы на каждой передаче примерно равно, а также на тех машинах, где установка трёхвальной коробки невозможна по компоновочным или по каким-либо другим причинам (например, двухвальные коробки устанавливаются на легковых автомобилях с поперечным расположением двигателя).

               Вторым преимуществом трехвальной коробки является возможность получения большого передаточного числа первой передачи. Передаточное число одной пары шестерен не должно быть более 3...3,5, иначе ведомая шестерня получится слишком большой, а коробка очень шумной. По этой причине часть передач в двухвальных тракторных коробках выполняют ускоряющими, чтобы получить необходимый диапазон передаточных чисел, который равен отношению передаточного числа первой передачи к передаточному числу высшей. Поскольку в трёхвальной коробке на первой пере­даче крутящий момент передается через две пары шестерен, можно полу­чать передаточное число первой передачи, равное 7...9 при относитель­но небольших габаритах коробки и, соответственно, необходимый диапазон передаточных чисел без ускоряющих передач.