Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 59

                                                     .                                          

Эта формула показывает, что при одном и том же угле по­ворота управляемого колеса ра­диус поворота будет тем больше, чем больше расстояние между передней и задней осями (чем больше база машины).

              Машина может быть выполнена и со всеми управляемыми колёсами. При одних и тех же уг­лах поворота внутренних (расположенных ближе к центру поворота) колес, радиус поворота машины со всеми управляемыми колёсами меньше (центр поворота смещён ближе к машине и лежит на её поперечной оси симметрии), чем машины, у которой управляемыми явля­ются только передние колеса. Маневренность машины со всеми управляемыми колесами, следовательно, выше. Нужно отметить, что при од­них и тех же углах поворота внутренних колес у машины со всеми управляемыми колесами наружные колеса поворачиваются на меньший угол, чем у машины с передними управляемыми колёсами.

              При повороте  машина со всеми управляемыми колёсами прокладывает две колеи, а не четыре, как машина с двумя управляемыми колёсами, что способ­ствует увеличению ее проходимости. Рулевой привод машины со всеми управляемыми колёсами обладает повышенной сложностью, суммарный зазор в нём увеличен, что оказывает влияние на устойчивость движения машины с большой скоростью.

             В лесной промышленности все управляемые колёса имеет портальный автомобиль – лесовоз, предназначенный для работы на складах готовой продукции. Высокая маневренность этой машины позволяет ей  успешно работать  в узких проездах с крутыми поворотами.

                 У машины с тремя осями  управляемыми делают чаще всего колёса передней оси, а колёса задней и средней – неуправляемыми. По такой схеме выполнены все трёхосные автомобили – лесовозы. Центр поворота  машины с тремя осями смещён относительно задней оси машины на расстояние, которое в общем случае не равно половине расстояния  между средним и задним мостами (базе тележки). Смещение центра поворота обуславливает боковое скольжение колёс среднего и заднего мостов. Скорости бокового скольжения заднего моста и скорости бокового скольжения среднего моста имеют разные направления. Колёса заднего моста скользят от центра поворота, а колёса среднего моста – в направлении центра поворота. Боковое скольжение колёс при повороте машины – нежелательное явление. С целью его уменьшения стараются базу тележки среднего и заднего мостов как можно меньше. Уменьшение базы будет способствовать  и уменьшению износа шин из-за уменьшения бокового скольжения, и уменьшению момента сопротивления повороту тележки.