Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 67

Лекция 13 Ходовая часть колёсных машин

План лекции:

1.  Назначение и виды автомобильных рам.

2.  Назначение и классификация подвесок.

3.  Рессорные подвески.

4.  Пружинные и торсионные подвески.

5.  Классификация колёс.

6.  Требования, предъявляемые к колесу.

             Ходовая часть колёсных машин включает в себя раму, колёса и подвеску, связывающую колёса с рамой.

                 Рама служит остовом для крепле­ния узлов и агрегатов автомобиля. У автомобилей с несущим кузовом ра­ма объединяется с каркасом кузова либо вообще отсутствует, и тогда функции рамы выполняет кузов. Рамы по своей конструкции делят­ся на лонжеронные, крестообразные, хребтовые, вильчато-хребтовые, с не­сущим основанием и решетчатые.

                Лонжеронные рамы  состоят из двух продольных лон­жеронов и нескольких поперечин. Фор­ма лонжеронов и поперечин опреде­ляется из условий компоновки. Лон­жеронные рамы характерны для боль­шинства грузовых автомобилей.  Если в центральной части рама сильно за­ужена, она называется крестообраз­ной.

                Хребтовая рама некоторых легковых и грузовых авто­мобилей образована картерными де­талями узлов силовой передачи, со­единенными одним или несколькими промежуточными элементами трубча­того сечения. Ее основное преимуще­ство заключается в высокой крутиль­ной жесткости и в легкости образова­ния модификаций рам для автомоби­лей с различной колесной формулой и базой.

                   Вильчато-хребтовая   рама представляет собой разновидность

хребтовой, у которой подмоторная часть образована двумя лонжерона­ми, образующими вилку. В некоторых автомобилях, когда требует­ся рама высокой жесткости, послед­няя объединяется с полом кузова, об­разуя раму с несущим осно­ванием.

                Для автобусов, а также спортив­ных и гоночных автомобилей выпол­няется решетчатая рама в виде пространственной фермы, обла­дающая наиболее высоким отношени­ем крутильной жесткости к массе.

                 Наибольшее распространение, осо­бенно на грузовых автомобилях, полу­чили лонжеронные рамы. Лонжероны переменного сечения по длине штам­пуются из листового материала тол­щиной 2,5...3,5 мм для легковых авто­мобилей и 5...10 мм—грузовых. Лон­жероны должны быть максимально отдалены один от другого, для того чтобы обеспечивались наибольшая жесткость конструкции и достаточное пространство для размещения узлов между ними. Наибольшее расстояние между лонжеронами по оси заднего моста определяется габаритной шири­ной автомобиля, шириной колес и рес­сор и зазором между ними. Наиболь­шее расстояние между лонжеронами по оси переднего моста определяется, кроме того, и размерами пространст­ва, необходимого для поворота управляемых колес на максимальный угол. Поэтому мно­гие рамы имеют переменную ши­рину.