Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 70

                  В случае  большой базы тележки каждое колесо подвеши­вается на отдельной рессоре, но между рессорами вводится рычажная связь, превращающая подвеску в балансирную. Такие подвески используются на двухосных полуприцепах.

Наибольшее распространение как на легковых, так и особенно на грузовых автомобилях получили металлические упругие эле­менты, в частности, листовые рессоры, которые представляют собой состоящие из на­бора листов упругие элементы, соеди­няющие подрессоренную и неподрес­соренную массы автомобиля. Рессора крепится посередине к одной из масс, а по концам — к другой. Если длина рессоры делится точками ее крепле­ния на неравные части, рессора назы­вается несимметричной, в противном и наиболее распространенном слу­чае — симметричной.

             В реальных конструк­циях количество листов рессоры достигает 12 и более, поэтому она на­зывается многолистовой. Если же число листов рессоры менее 5, она называется малолистовой. Масса малолистовой рессоры мень­ше (на 30%) многолистовой при большей долговечности.

               Листы рессоры стянуты центровым болтом, основное назначение которого - удержание листов в со­бранном состоянии. Головки центро­вых болтов служат в качестве устано­вочного штифта при монтаже рессоры на балке моста. Диаметр центрового болта должен быть не меньше толщи­ны самых толстых листов рессоры для обеспечения возможности холодной пробивки.

                Для того чтобы листы не расходи­лись и для передачи усилий от корен­ного листа нижележащим, при ходе отбоя применяются хомуты. За­зор между болтом хомута и ко­ренным листом должен быть доста­точным, чтобы продольное скручива­ние листов не концентрировалось на концах.

               При деформациях рессоры ее дли­на изменяется, поэтому в тех случа­ях, когда рессора наряду с функция­ми упругого устройства выполняет и функции направляющего, один конец рессоры должен иметь фиксирован­ное положение относительно рамы, а конструкция второго конца должна допускать свободное изменение ее длины. Наиболее распространенная конструкция фиксированного конца рес­соры представляет собой верхнее ви­тое ушко. Второй лист может частично или полностью охватывать ушко для повышения его надежности. Для тяжелонагруженных рессор применяются отъемные ушки. Второй конец рессоры делается с ушком, соединяется с кронштейном на раме сережкой или вы­полняется скользящим, что уменьшает количество точек смазывания. Для предотвращения выпадания скользящего конца рессоры из кронштейна при отбое щеки его стянуты болтом с распорной втулкой, а конец последнего коренного листа отогнут. Сережки устанавливаются сверху ушка рессоры или снизу. Ми­нимальный угол наклона сережки к вертикали принимается около 5° у негруженого автомобиля. При полной нагрузке угол наклона сережки уве­личивается иногда до 45°.