Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 12

               Трёхвальная коробка передач может быть выполнена в двух вариан­тах: с высшей передачей прямой и с высшей передачей ускоряющей (при включении ускоряющей передачи вторичный вал вращается быстрее пер­вичного, а передаточное число коробки меньше единицы). При одном и том же диапазоне передаточных чисел  коробка с ускоряющей передачей, рассчитанная на работу с двигателем большей мощности, может иметь ту же массу и габариты, что и коробка с высшей  прямой передачей, но рассчитанная на двигатель меньшей мощности.

                  Использование для переключения передач кареток (подвижных в осевом направлении шестерен) позволяет сде­лать конструкция коробки наиболее простой и компактной. Однако при этом способе переключения передач трудно избежать ударов между зубьями соединяемых шестерен (поскольку диаметры шестерен различны, раз­личны и линейные скорости эубьев шестерен, находящихся на одном ва­лу). Для уменьшения ударов, величина которых определяется разностью линейных скоростей соединяемых шестерен и моментами инерции связанных с первичным валом коробки деталей коробки и сцепления, водители используют различные методы с целью уменьшения разности скоростей соединяемых шестерен. Несмотря на это, долговечность деталей короб­ки не отвечает современным требованиям, шестерни имеют значительный торцевой износ зубьев. По этой причине каретки используются сейчас в автомобильных коробках только для включения первой переда­чи и передачи заднего хода, а также в тракторных коробках, где пе­реключение передач производят на остановленном тракторе, когда валы коробки не вращаются. Для уменьшения времени остановки первичного зала после выключения сцепления применяют специальные тормозки пер­вичного вала, срабатывающие при выключении сцепления.

                Применение зубчатых муфт для переключения передач позволяет несколько уменьшить удар, приходящийся на один зуб, поскольку этот удар воспринимается сразу всеми зубьями зубчатой муфты.

                Полностью исключить удар при переключении передач можно с по­мощью синхронизаторов, которыми оборудуются все выпускае­мое в стране автомобили, имеющие вальную коробку передач.

               Конструкция синхронизатора должна обеспечивать выполнение трех функций: блокировать зубчатую муфту при неравен­стве угловые скоростей соединяемых дета­лей, выравнивать угловые скорости с по­мощью фрикционных элементов, включать зубчатую муфту при равенстве угловых скоростей.