Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 10

           По числу ступеней (числу передач) различаются коробки двухступенчатые, трехступенчатые, четырехступенчатые, пятиступенчатые и многоступенчатые. Многоступенчатые коробки в свою очередь могут быть   одно-, двух-, трехдиапазонными. По способу переключения передач коробки разделяются на коробки, в которых переключение передач происходит с разрывом потока мощности (в момент переключения передач тяговые усилия на ве­дущие органы машины не передаются), и коробки, в           которых переключение передач происходит без разры­ва потока мощности (в этих коробках крутящий момент от двигателя к ведущим органам машины передается и в момент переключения передач). 

                В коробках с переключением передач с разрывом потока мощности само переключение может осуществляться кареткой (скользящей по валу шестерней, связанной с ним шлицами), зубчатой муфтой и синхронизатором.

                 В вальных коробках с переключением передач без разрыва потока  мощности переключение происходит фрикционными муфтами, а в планетарных коробках – фрикционными муфтами и тормозами.

                По способу управления коробки передач делятся на коробки с не-посредственным управлением, когда рычаг переключения передач непос­редственно воздействует на ползун механизма переключения, и коробки с дистанционным управлением, когда рычаг переключения передач связан с ползунами, например, системой тяг и рычагов.

       Коробки передач могут быть неавтоматическими, какими являются большинство коробок передач, полуавтоматическим (селекторными), в которых водитель лишь выбирает передачу, а сам процесс переключения пе­редач происходит автоматически, и  автоматическими, в которых переклю­чение передач происходит без участия водителя.

                 Система управления коробкой передач может быть в своей основе механической, пневматической (такого типа система установлена, например, на автомобиле МАЗ-509 для управления раздаточной коробкой), гидрав­лической (например, система управления коробкой передач трактора К-703), электрической и комбинированной, которая включает в себя элементы, например, механические и гидравлические.

                Шестерни, применяемые в коробках, делятся на сколь­зящие и постоянного зацепления. В коробках используются шестерни прямозубые, косозубые и шевронные, причем шевронные применяются исклю­чительно редко на тяжёлых машинах с мощным двигателем.