Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 48

          Запасная тормозная система должна обеспечивать остановку автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. При отсутствии запасной тормозной системы её роль должен выполнить каждый контур рабочей тормозной системы. Орган управления запасной тормозной системы может быть как независимым, так и общим с рабочей или стояночной тормозными системами. Эффективность запасной тормозной системы должна быть не меньше 30% нормы, предписанной для рабочей тормозной системы.

                 Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность различных типов автомобилей и автопоездов с полной нагрузкой на таком  уклоне, который указан в Правилах дорожного движения. В тормозном приводе стояночной тормозной системы может ис­пользоваться любой вид энергии, однако удержание тормозных механизмов в заторможенном состоянии должно осуществляться чисто механи­ческим способом. Орган  управления и привод стояночной тормозной системы выполняются независимыми от рабочей тормозной системы.

              Вспомогательная тормозная система (тормоз-замедлитель) пред­назначена для поддержания постоянной скорости движения автопоезда на затяжных спусках. На грузовых автомобилях в качестве тормоза-замедлителя обычно используется двигатель, в котором отсекается подача топлива, а в выпускной трубопроводе закрывается дроссельная заслон­ка. Двигатель таким образом переводится в режим компрессора с вращением коленчатого вала от колёс автомобиля. Требования к вспомогательной тормозной системе также определяются Правилами дорожного движения.

              Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов и тормозного привода. Наиболее широко распространены на лесных машинах фрикционные тормозные механизмы. По месту расположения различаются колесные и трансмиссионные тормозные механизмы. Колесные передают тормозной момент непосредствен­но на колесо, трансмиссионные - через агрегаты трансмиссии, напри­мер, при расположении тормозного механизма на одном из выходных валов раздаточной коробки тормозной момент передаётся к колесу че­рез карданный вал, главную передачу, дифференциал, полуоси. Транс­миссионные тормозные механизмы применялись на старых марках авто­мобилей в качестве стояночного тормоза и широко используются на колёсных и гусеничных тракторах. По форме трущейся поверхности различают