Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 77

            По виду характеристики различаются подвески: с линейной характеристикой; с нелинейной характеристикой (пневматические и пневмо-гидравлические). Подвески с нелинейными характеристиками обладают бесспорными преимуществами перед подвесками с линейной характеристикой, но конструктивно сложнее и пока еще недостаточно отработаны.

          В торсионных подвесках применяются стержневые рессоры кручения, состоящие:

1.  из одного стержня (моноторсионные подвески);

2.  из двух стержней, работающих последовательно или парал­лельно;

3.  из пучка стержней, работающих совместно (пучковые торсионы).

                    Гусеничный движитель, как и другие типы движителей (ко­лесный, гребной и воздушный винты и др.) служит для преобразо­вания получаемого от двигателя усилия в процессе взаимодей­ствия с внешней средой в тяговое усилие, движущее машину. Только реактивный принцип движения не требует специального движителя, функции двигателя и движителя объединены в этом случае в одном агрегате. Несамоходные гусеничные машины (при­цепы) имеют не гусеничный движитель, а гусеничный ход — пас­сивный механизм, не создающий тягового усилия.

           К гусеничному движителю предъ­являются следующие основные требования:

   обеспечение высокой проходимости по мягким и топким грунтам (болото, снег, песок), преодоление подъемов до 30—35° и различного рода естественных и искусственных препятствий (рвы, пороги, валёжины, неглубокие водоемы и т. д.);

   высокий к. п. д.;

   достаточная долговечность;

   малый вес и габариты при достаточной прочности, долго­вечности и надежности (в современных гусеничных машинах вес движителя достигает 15—20% от общего веса машины);

   простота и технологичность конструкции, удобство обслу­живания и ремонта в полевых условиях, минимум регулировок и эксплуатационного обслуживания.

                 Выполнение первого из требований зависит прежде всего от величины среднего удельного давления на грунт, равного отношению веса машины к площади опорной поверхности гусениц. Боль­шинство сельскохозяйственных и транспортных машин имеют среднее удельное давление 0,04—0,06 МПа. Для гусеничных машин среднего и тяже­лого классов (30—50 т) среднее удельное давление может достигать 0,08—0,082. МПа. При больших значе­ниях среднего удельного давления наступает резкое снижение несущей способности грунта и проходимости машины. Гусеничные машины особо высокой проходимости (снегоходы и болотоходы) должны иметь среднее удельное давление 0,015-0,020 МПа. Для сравнения можно привести некоторые данные по величине средних удельных давлений: пешеход — 0,05-0,06 МПа; лыжник—0,01 МПа; аэросани —0,004—0,006 МПа. Эпюра оптимального распределения усредненных удельных давлений на грунт должна иметь вид прямоугольника (рисунок 1, а).