Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 13

               Зубчатые муфты и синхронизаторы поз­воляет применить в коробке шестерни пос­тоянного зацепления, которые могут быть выполнены косозубыми или шевронными.

               Полностью исключить удар при перек­лючении передач и максимально облегчить управление коробкой дают возможность фрикционные муфты, представляющие собой многодисковые сцепления, работающие в масля­ной ванне. При использовании фрикционных муф­т становится возможным переключать передачи без остановки трактора, при этом крутящий момент будет передаваться ведущим органам и в процессе самого переключения передач (выключение фрикциона одной передачи и включение другого происходит одновременно, поэтому какую-то часть времени крутящий момент передаётся через оба пробуксовывающих фрикциона). Наличие в коробке передач фрикционов позволяет обойтись без обычного сцепления, устанавливаемого на двигатель. Первичный вал коробки в этом случае связывается с валом двигателя через соединительную муфту.

                  Механизм переключения передач должен обеспечивать:

   невозможность одновременного включения двух передач;

   невозможность самопроизвольного включения и выключения передач.

              Для предотвращения одновременного включения двух передач механизм переключения снабжается замком. Конструкция замка такова, что при перемещении из среднего положения  одного ползуна остальные застопориваются вошедшими в их проточки шариками, либо другими деталями, выполняющими ту же функцию.

             Самопроизвольное включе­ние и выключение передач не допускается фиксато­рами. Перемещаясь, пол­зун выдавливает шарик из проточки, причем для переме­щения ползуна необходи­мо приложить оп­ределенное усилие, пос­кольку шарик фиксатора подпружинен.

              В тракторных короб­ках (например, трактор ТТ-4) к вышеуказанньм двум требованиям добав­ляется третье - невоз­можность переключения передач без выключения сцепления. Для выполне­ния этого требования в конструкцию механизма переключения вводится механизм блокировки. При включенном сцеплении ме­ханизм блокировки запира­ет ползуны механизма пе­реключения, при выключен­ном же сцеплении ползу­ны освобождаются. Связь привода сцепления и ме­ханизма блокировки может быть осуществлена с помощью тяг.