Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 71

                В ушках рессор и сережек приме­няются втулки. На лег­ковых автомобилях широко применя­ются резьбовые или резиновые втул­ки, а на грузовых — гладкие. Они удобны в производстве и обладают высокой долговечностью при условии регулярного смазывания. Иногда при­меняются металлокерамические втул­ки, которые благодаря своей пористой структуре лучше удерживают смазоч­ный материал. На некоторых автомо­билях оба конца рессоры крепятся в резиновых подушках, что улучшает виброизоляцию подрессоренной массы.

                 Все силы взаимодействия между рессорой и балкой моста или между рессорой и поворотным кронштейном на раме автомобиля (у рессоры двух­осной тележки) передаются силой трения, создаваемой в результате прижатия рессоры стремянками к балке. При таком жестком креплении края опорных площадок должны быть закруглены для умень­шения концентрации напряжений. За­тяжкой стремянок часть рессоры меж­ду стремянками выключается из ра­боты, образуя пассивный участок, по­этому расстояние между стремянками должно быть минимальным. С другой стороны, при образовании пассивного участка разгружается сечение рессо­ры, ослабленное отверстиями под цен­тровой болт. Во избежание поломок листов затяжка стремянок должна проверяться в процессе эксплуатации. Иногда рессора устанавливается меж­ду двумя резиновыми подушками. В этом случае длина пассивного уча­стка рессоры уменьшается приблизи­тельно на 50 % по сравнению с жест­ким креплением.

                Концы листов могут выполняться прямоугольной формы, получаемой непосредственно при об­рубке полосы на листы. Производство листов с такой формой наименее тру­доемко, однако при этом получаются наибольшие отклонения формы реаль­ной рессоры от идеальной балки рав­ного сопротивления. Большее прибли­жение к форме идеальной рессоры дают листы с концами, образованны­ми по трапеции. Форма реальной рессоры приближается к идеальной при раскатанных концах листов, так как при этом уменьшается как масса рессоры, так и исходного материала. Для уменьшения межлистового трения и коррозии листы смазывают перед сборкой графитным смазочным материалом или применяют межли­стовые прокладки. Иногда рессора заключается в специальные чехлы для предохранения от попадания пыли и грязи.

          Обычно коренные листы, кроме вертикальных сил, передают продоль­ные и поперечные силы, действующие между подрессоренной и неподрессо­ренной массами, поэтому толщину коренных листов выбирают больше средней толщины рессо­ры. Чтобы компенсировать возникаю­щее вследствие этого увеличение на­пряжений при вертикальном прогибе подвески, листы рессоры изготовляют так, чтобы по мере уменьшения их длины одновременно снижался и радиус кривизны, благодаря чему при сборке рессоры в коренных листах появляются отрицательные предвари­тельные напряжения. Однако при этом в коротких листах появляются поло­жительные предварительные напряже­ния, которые складываются с рабочи­ми напряжениями, и суммарные на­пряжения могут превышать допускае­мые. Чтобы избежать этого, выбира­ют толщину коротких листов  меньше средней толщины листов.