Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 46

                 Ведущий мост с планетарным механизмом поворота имеет два планетарных ряда, коронные шестерни которых связаны с двигателем, водила – с тормозами  и соответствующими гусеницами, в солнечные шестерни – с тормозами. При прямолинейном движении машины включены тормоза солнечных шестерен и выключены тормоза водил. Для поворота машины с планетарным механизмом поворота нужно выключить тормоз соответствующей солнечной шестерни, в результате чего она будет свободно вращаться, а крутящий момент двигателя к ведущей звёздочке передаваться не будет. Выключение тормоза солнечной шестерни, таким образом, соответствует выключению фрикциона в механизме поворота "бортовой фрикцион". Затем нужно включить тормоз водила, который останавливает ведущую звёздочку.  Машина имеет один фиксированный радиус поворота, который равен половине колеи машины. Если не полностью выключен тормоз солнечной шестерни или не полностью включен тормоз водила, радиус поворота машины будет больше фиксированного, как и машины с бортовыми фрикционами.

              Кинематические факторы планетарного механизма поворота и механизма поворота "бортовой фрикцион" равны 0.5, то есть эти механизмы поворота обеспечивают снижение скорости центра машины при повороте.

             Нужно отметить, что планетарный механизм поворота, в отличие от "бортового фрикциона", имеет передаточное число больше единицы, что позволяет использовать бортовые редуктора не с двумя, а с одной парой шестерен. Кроме того, крутящий момент на тормозе солнечной шестерни меньше, чем крутящий момент на фрикционе, поэтому меньше будет и усилие на органе управления планетарным механизмом поворота.                 К дифференциальным механизмам поворота относятся механизмы поворота "простой дифференциал" и "двойной дифференциал". Машина с

            Рисунок 3.9 – Схема механизма поворота

                                    "простой дифференциал"

 
механизмом поворота "простой дифференциал" управляется включением тормозов, связанных с ведущими звёздочками. Эти тормоза, помимо создания необходимого для поворота тормозного момента на ведущей звёздочке, воспринимают ещё и крутящий момент соответствующей солнечной шестерни. В связи с этим работа тормозов в таком механизме поворота чрезвычайно напряжённая. При полностью включённом тормозе одной из звёздочек вторая звёздочка будет вращаться с удвоенной скоростью, поэтому кинематический фактор механизма поворота "простой дифференциал" равен единице. Это приводит к значительной перегрузке двигателя машины при повороте. Машина с механизмом поворота "простой дифференциал" имеет один фиксированный радиус поворота, равный половине колеи машины. Из-за неустойчивости прямолинейного движения гусеничной машины и перегрузки двигателя при повороте механизм поворота "простой дифференциал" сейчас почти не применяется. Однако, на колёсных тракторах часто устанавливают две тормозных педали, одна на правое колесо, другая – на левое. Затормаживание одного колеса приводит к тому, что межколёсный дифференциал начинает работать как механизм поворота "простой дифференциал" и облегчает поворот колёсной машины в особо сложных условиях.