Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 73

По уголовным делам о хищениях государственного имуще­ства в случае установления факта его недостачи обязательной проверке подлежат следующие версии о причинах ее образо­вания:

а) недостача имущества явилась результатом хищения, совершенного должностным лицом путем его присвоения, ра­страты либо злоупотребления служебным положением;

б) недостача имущества образовалась в результате ненад­лежащего выполнения должностным лицом возложенных на него обязанностей по учету, хранению, использованию имуще­ства (халатности);

в) выводы о недостаче имущества явились следствием бух­галтерской или арифметической (счетной) ошибки, допущен­ной ревизором или лицом, проверявшим деятельность той или иной службы;

г) причиной образования недостачи явились умышленные действия постороннего лица, совершившего кражу имущества.

Версии частного характера формируются на основе данных криминалистической характеристики преступления и особен­ностей конкретного уголовного дела.

Таким образом, следственная работа на начальном этапе расследования планируется в зависимости от складывающейся обстановки, с учетом типичных версий, при соблюдении требо­ваний, предъявляемых к подготовительной стадии, и предпо­лагает активную творческую деятельность, что вместе с тем не исключает использование типизированных программ дей­ствий, рекомендуемых к реализации во всех ситуациях.

§ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА НАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ РАБОТЫ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

Последовательность проведения следственных действий и само их содержание зависят от ситуации, складывающейся на различных этапах следствия. Вместе с тем ряд действий сле­дователя, направленных на решение какой-либо одной такти­ческой задачи, являются типичными, общими и выполняются во всех ситуациях расследования.

Представляется, что выяснение обстоятельств, подлежащих исследованию по рассматриваемой категории преступлений, целесообразно осуществлять, базируясь на основных положе­ниях теории планирования и принятия следователем тактиче­ских решении, то есть подготавливая и реализуя тактические операции (комбинации, программы) алгоритмизированного типа, направленные на достижение конкретных задач рассле­дования в рамках единого тактического замысла.

Так, к программам (криминалистическим алгоритмам), ре­комендуемым к реализации во всех ситуациях расследования, в зависимости от степени решенности задач относятся следую­щие:

1) обеспечение полного изъятия, сохранности и криминали­стическое исследование бухгалтерских учетных документов, содержащих признаки материальной и интеллектуальной под­делок («документы»);

2) установление фактических размеров хищения и спосо­бов их совершения при исследовании бухгалтерских докумен­тов в рамках документальной ревизии деятельности той или иной службы либо склада воинской части («ревизия»);

3) установление мест хранения и рынка сбыта похищенного имущества («розыск»);

4) возмещение причиненного государству ущерба и обеспе­чение возможной конфискации имущества («возмещение ущер­ба»);

5) изобличение должностного или иного лица воинской части в совершении хищения государственного имущества («изобличение»).

Практическое выполнение названных программ обусловле­но особенностями конкретного уголовного дела и осуществля­ется исходя из оценки следственной ситуации на протяжении всего процесса расследования или на одном из его этапов. Так, программу «документы» в любой обстановке следует реализо­вать в рамках неотложных мероприятий, обеспечивающих ин­формационную и доказательственную базу расследования пре­ступления.

По отношению к алгоритмам действий следователя, подле­жащих выполнению в одной из двух типичных ситуации, рас­сматриваемые программы не просто выступают как часть и целое, а носят организующее начало, определяют целостное направление расследования.

Обеспечение полного изъятия, сохранности и криминалистическое исследование бухгалтерских учетных и иных документов

Работа с бухгалтерскими (первичными, регистрирующими) и иными документами служб воинской части, содержащими доказательственную и криминалистически значимую информа­цию, представляет собой самостоятельное направление дея­тельности следователя военной прокуратуры. Она начинается с момента возбуждения уголовного дела и осуществляется на протяжении всего процесса расследования преступления, ре­зультативность которого зависит в значительной степени от того, насколько следователь выполняет рекомендации, выра­ботанные следственной практикой и предполагающие приня­тие и реализацию решений: 1) о перечне документов, подлежа­щих изъятию; 2) о временном критерии при определении объема изымаемых документов; 3) о способе их изъятия; 4) об условиях и месте хранения изъятых документов; 5) о пределах осмотра документов при их изъятии; 6) о методах осмотра до­кументов на стадии предварительного исследования и преде­лах их использования следователем; 7) об исследовании доку­ментов в рамках криминалистических экспертиз (почерковедческой, судебно-технической).

Наконец, требует решения вопрос об исследовании докумен­тов при проведении документальной ревизии деятельности службы воинской части и при необходимости—судебно-бухгалтерской экспертизы.

Рассмотрим последовательно содержание работы следова­теля при выполнении анализируемой задачи.

1. Определение круга (перечня) бухгалтерских учетных, отчетных и иных документов службы воинской части, которые могут содержать признаки материальной или интеллектуаль­ной подделки и в связи с этим подлежат изъятию и последую­щему исследованию, осуществляется следователем прокурату­ры в зависимости от складывающейся по уголовному делу ситуации.

Прежде всего, предваряя собственно их изъятие, следова­тель обязан получить представление о документообороте в соответствующей службе воинской части путем изучения нор­мативно-правовых и подзаконных актов, регламентирующих деятельность данной службы, проведения консультаций с соот­ветствующими специалистами и ознакомления с криминалистическими рекомендациями относительно расследования хищений того или иного вида имущества или денежных средств.