Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 165

Строгое соблюдение порядка подготовки к полетам и их проведения лежит в основе обеспечения безопасности эксплуа­тации самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. Этот порядок определяется рядом нормативных актов, таких как Основные правила полетов в воздушном пространстве авиации всех ведомств (ОПП), Наставление по производству полетов авиации (НПП), Наставление по штурманской службе авиации (НШС), Наставление по инженерно-авиационной службе (НИАС), Наставление по метеорологической службе (НМС), инструкции летчику на данный тип самолета (ИЛ), инструкции аэродрома, аэроузла и воздушных зон, единый регламент технической эксплуатации (ЕРТЭ) и другие норма­тивные акты.

Нарушение правил полетов или подготовки к ним могут быть причиной летных происшествий наряду с такими причи­нами, как некачественный ремонт на авиационных предприя­тиях или выпуск недоброкачественной продукции авиационной промышленностью.

Летным происшествием называют такое происшествие, ко­торое имело место с момента запуска двигателя на стоянке самолета, при выполнении полета и до момента выключения мотора на стоянке после полета. Летные происшествия под­разделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Катастрофой признается такое летное происшествие, кото­рое повлекло выход из строя летательного аппарата и гибель членов экипажа или иных лиц, находившихся на борту воздуш­ного судна.

Аварией признается разрушение самолета без гибели людей.

Под поломкой понимается повреждение самолета, которое можно устранить ремонтом.

Из изложенного совершенно ясно, что уголовная ответст­венность может наступить не во всех случаях летных происше­ствий. Закон предусматривает уголовную ответственность только за такие происшествия, которые повлекли катастрофу и другие тяжкие последствия. Следует уточнить, что к другим тяжким последствиям могут быть отнесены:

— телесные повреждения (в том числе легкие с кратковре­менным расстройством здоровья), причиненные лицам, нахо­дившимся на борту;

— гибель людей или причинение телесных повреждений лицам, находившимся на земле в месте падения или посадки летательного аппарата;

— авария при повреждении самолета до полной непригод­ности;

— поломки, требующие для ремонта самолета значитель­ных материальных затрат;

— уничтожение или повреждение имущества граждан, об­щественных или государственных организаций в крупных раз­мерах во время происшествия, а также в месте падения или аварийной посадки машины.

Летные происшествия, как правило, отличаются внезап­ностью возникновения и скоротечностью, отсутствием или малым количеством свидетелей, сложностью технических и специальных вопросов, связанных с эксплуатацией летной техники, тяжелыми последствиями. Все это усложняет уста­новление причин и виновных в происшествии, повышает дока­зательственное значение документов и вещественных доказа­тельств при расследовании уголовных дел данной категории. Особое значение для расследования летных происшествий име­ют специальные познания в области авиационной техники, а также ее эксплуатации. В связи с этим все летные происшест­вия в обязательном порядке расследуются комиссией, назна­чаемой приказом соответствующего командования. В особо тяжелых случаях такое административное или служебное рас­следование проводит комиссия Центра безопасности полетов, находящегося в Москве, с привлечением специалистов из Научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиатехники (г. Люберцы Московской области).

При проведении служебного расследования комиссия руко­водствуется единой Инструкцией по расследованию летных происшествий (1983)[48].

В связи с особым порядком расследования летных проис­шествий возбуждение уголовного дела и производство следст­венных действий по признакам нарушения правил полетов или подготовки к ним могут начинаться в следующих ситуациях:

1) решение о возбуждении дела принимается военным про­курором после окончания административного расследования и получения заключения комиссии, в котором установлены нару­шения в действиях конкретных должностных лиц;

2) дело возбуждается в ходе служебного расследования с момента, когда признаки состава преступления становятся оче­видными и нет необходимости дожидаться заключения комис­сии;

3) уголовное дело возбуждается сразу после происшествия, и предварительное расследование проводится параллельно с работой административной комиссии.

Следует сразу отметить, что, несмотря на то, в какой из перечисленных ситуаций будет возбуждаться уголовное дело и начинаться предварительное расследование, во всех случаях летных происшествий, когда становится известным, где оно произошло, необходимо обеспечить участие работников воен­ной прокуратуры в осмотре места происшествия, о чем до воз­буждения уголовного дела должен быть составлен протокол. Такое участие позволяет сразу установить взаимодействие с административной комиссией, помочь ей в правильной фикса­ции юридических фактов и поиске обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу. Одновременно обеспечивается профессиональная оценка обнаруженных фак­тов с позиции наличия признаков преступления и необходимо­сти возбуждения уголовного дела.

По делам о нарушении правил полетов или подготовки к ним подлежат выяснению и исследованию следующие вопросы:

а) когда, где, с каким летательным аппаратом произошло летное происшествие, связанное с нарушением правил полетов или подготовки к ним;

б) каковы характер происшествия и обстоятельства, при которых оно произошло (при выяснении обстоятельств устанавливается, на взлете, при заходе на посадку и самой посадке, в самом полете произошло происшествие, какое задание вы­полнял экипаж, как протекал полет, как развивался механизм летного происшествия и др.);

в) какие правила полетов или подготовки к ним нарушены, где зафиксированы и изложены эти правила, в чем конкретно выразились эти нарушения;

г) кто нарушил правила полетов или подготовки к ним, то есть кто из числа военнослужащих, на которых специально возложены обязанности по обеспечению полетов или подготов­ке к ним;