Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 122

Необходимым элементом планирования расследования хи­щений в системе военторга является составление схем доку­ментооборота соответствующей базы (склада) и предприятия (магазина), которые в совокупности дают наглядное представ­ление о взаимосвязанности всей системы приходно-расходных, учетно-отчетных, кассовых, транспортных и иных документов, о движении и качественном состоянии материальных ценностей с момента их поступления от поставщика до реализации, сдачи денежной выручки и порожней тары, а также о конкретных документах, в которых могут быть обнаружены признаки совершения хищений. Составляются также схемы документо­оборота по товарному, кассовому и тарному отчетам, которые облегчают исследование и сопоставление содержащихся в них данных и выявление несовпадения количественных, качествен­ных и суммовых показателей, относящихся к одним и тем же материальным ценностям или торговым операциям. При многоэпизодности хищений и большом количестве расхитителей целесообразно ведение лицевых счетов на каждого соучастни­ка преступления, схем преступных связей расхитителей и де­нежных сумм, полученных каждым из них в результате хище­ний, и других вспомогательных документов, способствующих упорядочению полученной в процессе расследования информа­ции и облегчению ее использования.

Имеющиеся к началу расследования материалы обычно содержат сведения, указывающие на характер и механизм содеянного и позволяющие выдвинуть версии о сущности расследуемого события. При наличии недостачи товаров используются типичные версии о ее возникновении вследствие:

хищения товаров или выручки от их продажи должностными • лицами; халатности материально ответственных лиц (несоставление актов на бой, порчу, утрата расходных документов и др.); обмана со стороны поставщика товара или лиц, от которых принят склад, магазин; сверхлимитных потерь това­ров ввиду ненадлежащих условий хранения; запутанности учета и счетных ошибок (завышение книжных остатков, про­ведение по учету неполучавшихся товаров и отсутствие про­водок на отпущенные ценности и др.); незамеченной кражи товаров посторонними.

В случае недостачи денег в кассе магазина выдвигаются версии, согласно которым она является следствием: хищения денег кассиром или совместно с другими должностными лица­ми; халатности кассира (просчеты при расчетах с покупателя­ми или при сдаче выручки); неисправности кассового аппара­та; кражи выручки посторонними.

При выявлении излишков товаров типичными являются вер­сии об образовании их в результате: умышленных действий должностных лиц (неоприходование поступивших товаров, их необоснованное списание, завышение норм естественной убы­ли) для последующего хищения или погашения имеющейся либо предполагаемой недостачи; наличия сторонних товаров;

ненадлежащих условий хранения, вызвавших повышение веса гигроскопичных товаров (сахар, макаронные изделия и др.);

счетных ошибок и несоблюдения правил учета; халатности по­ставщика, отгрузившего больше товара, или получателей, недо­получивших часть товара.

При выдвижении версий о круге участников хищений целе­сообразно деление лиц, имевших отношение к интересующим следствие операциям с материальными ценностями, на 5 групп в зависимости от роли и действий, выполнявшихся каждым из них: разрешавшие осуществление этих операций; выполнявшие действия по созданию источника хищения, изъятию и сбыту похищенного; оформлявшие документы, относящиеся к интере­сующим следствие операциям; могущие воспользоваться ре­зультатами действий, составляющих способы совершения и сокрытия хищений; контролировавшие интересующие следст­вие операции. Применение этого приема способствует полному выявлению соучастников хищений, в том числе использовав­ших действия лиц, не причастных к преступлению.

Повышению эффективности расследования хищений в системе военторга способствует правильная организация взаи­модействия с органами внутренних дел. На эти органы возло­жено оперативное обслуживание всех предприятий военной торговли, за исключением тех, которые находятся на террито­рии особо режимных частей и в войсках за границей, и прове­дение оперативно-розыскных мероприятий на объектах воен­ной торговли в частях и учреждениях по согласованию с их командованием. При этом работники МВД наделены правом требовать от должностных лиц представления документов, объяснений; проводить проверки, инвентаризации, ревизии;

опечатывать кассы и места хранения документов; изымать образцы изделий и направлять их на исследование; организо­вывать контрольные закупки[35].

В процессе расследования хищений следователь вправе требовать содействия работников органов МВД при производ­стве следственных и розыскных действий. Они также привлека­ются к проведению одновременных и сложных следственных действий, которые один следователь эффективно осуществить не в состоянии.

Оперативные возможности органов МВД используются для розыска и обнаружения похищенного, для выявления соучаст­ников преступления, установления их связей и взаимоотноше­ний, образа жизни и т. д.

Типичные следственные ситуации. Для начального этапа расследования хищении в системе военторга характерны три типичные исходные ситуации, возникающие:

— при возбуждении дела по материалам произведенной ревизии;

— при возбуждении дела по сигналам или сообщениям о готовящемся или совершенном хищении, о чем расхитителям не известно;

— в случаях возбуждения дела по актам Государственной торговой инспекции (Госторгинспекции) или ответственных контролеров об обмеривании, обвешивании и иных формах обмана покупателей.

В ситуации возбуждения дела по материалам ревизии, воз­никающей значительно чаще, чем две другие ситуации, начало расследования не является неожиданным для заинтересован­ных лиц. Особенностью этой ситуации является установление общего порядка представления в органы следствия перечня материалов, необходимых для принятия решения о возбужде­нии дела и начале расследования. Передаваемые в следствен­ные органы материалы о недостачах, растратах и хищениях в органах торговли должны содержать: заявление или письмо о факте недостачи; акт ревизии или инвентаризации со сличи­тельной ведомостью или актом о результатах проверки ценно­стей; выводы и сообщение о результатах рассмотрения акта;