Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 184

Содержание этих терминов целесообразно рассмотреть и в системе науки криминалистики — в контексте исследования методических рекомендаций по раскрытию и расследованию общеуголовных и воинских преступлений, излагаемых в на­стоящем учебнике.

Криминалистика способствует предупреждению преступно­сти путем разработки тактических приемов, технических средств выявления и расследования преступлений, собирания и анализа доказательств, обнаружения и фиксации фактиче­ских данных о причинах и условиях преступлений.

Вместе с тем в криминологии и криминалистике использу­ются различные источники информации о преступности, ста­вятся специфические г,ел1;. Например, для исследований криминологического характера источниками информации являются уголовная статистика, статистика правонарушений, статистика населения и народного хозяйства. Для криминали­стики — репрезентативный массив уголовных дел анализируе­мой категории (например, дел о хищениях государственного, в частности военного, имущества, совершаемых путем присвое­ния, растраты или злоупотребления служебным положением);

на этой эмпирической базе составляется криминалистическая характеристика вида преступления, многие элементы которой, а также корреляционные зависимости между ними имеют значение лишь для организации, раскрытия и расследования преступлений. Конкретизируются, приобретают криминалисти­ческое значение и условия, способствующие совершению как отдельных видов, так и единичных преступлений. Таковые представляется возможным типизировать и рассмотреть в рамках самостоятельной главы учебника, классифицировав по уровню действия (субординации) на а) обстоятельства общие, функционирующие в масштабах всего общества, и б) специ­фические, проявляющиеся в сфере жизни и деятельности Во­оруженных Сил.

К обстоятельствам первого вида относятся следующие:

1. Неблагоприятные условия, отрицательная среда форми­рования личности человека до призыва его на военную службу.

Таковая среда может сложиться в ближайшем окружении, в семье, особенно неполной, в учебном заведении: школе, ПТУ, интернате; в условиях улицы, проведения свободного времени. Факторы, отрицательно воздействующие на личность, могут проявляться как во всех сферах жизни человека, так и в од­ной из них. Например, в благополучной семье, при нормаль­ных условиях обучения у молодого человека, обитающего в свободное время в неформальной среде, могут сформироваться специфические, негативные взгляды на общечеловеческие ка­тегории: нравственность, правила поведения в обществе, пред­ставления о товариществе («лжетоварищество»), порядочно­сти, чести, достоинстве; нередко развивается мораль «воров­ской артели».

Специфическая, аморальная обстановка формирования лич­ности подростка создает благоприятные условия для появле­ния у него таких качеств, как агрессивность, грубость в обще­нии со сверстниками, людьми старшими по возрасту; у него начинают превалировать эгоистические, нередко антиобщест­венные, а подчас и низменные интересы и запросы.

Анализируемое обстоятельство способствует совершению воинских преступлений против порядка подчиненности и устав­ных взаимоотношений между военнослужащими, преступлений против личности, преступлений, посягающих на половую неприкосновенность, и других видов общественно опасных яв­лений.;

2. Личностные и характерологические особенности право­нарушителя, выражающиеся в недисциплинированности, бес­печности, эмоциональной неуравновешенности, болезненных отклонениях психики, низкой дисциплинированности, агрессив­ном скептицизме как форме самоутверждения, воинствующем нигилизме.

Эти качества формируются как в условиях отрицательной среды воспитания, так и вне таковых: лица с особенностям поведения, психики могут появляться в сравнительно благопо­лучной среде обитания.

Именно поэтому при призыве граждан на военную службу необходим профессиональный психологический отбор, в ре­зультате которого определяется степень их пригодности по своим индивидуальным качествам к несению обязанностей во­енной службы.

В период прохождения воинской службы такие лица выяв­ляются командирами, воспитателями и психологами. С ними проводится индивидуальная работа, направленная на нейтра­лизацию отрицательных качеств, проявление которых способ­ствует совершению самых разнообразных общественных и во­инских преступлений, а также происшествий, суицидальных явлений.

3. Низкий уровень правовой подготовки, знаний действую­щего законодательства, в том числе регламентирующего жизнь и службу войск.

Незнание тех или иных положений законов, особенно под­законных нормативно-правовых актов, как известно, не осво­бождает лицо от ответственности за содеянное. Однако сам факт существования такого явления свидетельствует об упу­щениях в государственной политике правового воспитания граждан, военнослужащих и требует планирования и реализа­ции соответствующих мер, направленных на ликвидацию пра­вовой безграмотности.

Данное обстоятельство способствует совершению, как пра­вило, должностных, нередко автотранспортных преступ­лений.

4. Противоправное либо неправильное, а подчас прово­цирующее поведение потерпевшего. Такое поведение способст­вует совершению преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности (например, убийства без отягчающих обстоятельств, при превышении пределов необходимой оборо­ны, совершенных в состоянии сильного душевного волнения;

изнасилований, мужеложства), преступлений, посягающих на установленный уставами Вооруженных Сил порядок взаимо­отношений между военнослужащими, порядок подчиненности в воинской части.

5. Неправильный подбор и расстановка кадров; назначение на руководящие должности и должности, связанные с матери­альной ответственностью, лиц, не обладающих необходимыми профессиональными деловыми и моральными качествами.

Армейские условия имеют свою специфику, обусловленную задачами, выполняемыми войсками, структурой военных фор­мирований, поэтому обстоятельства, способствовавшие совер­шению преступлений и происшествий, подчас обусловлены особенностями функционирования Вооруженных Сил.

К таким обстоятельствам относятся следующие: