Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 161

г) обстановка на месте происшествия после аварии: взаим­ное расположение автомобилей, потерпевшего, следы происше­ствия, действия водителя, иных лиц по оказанию помощи по­терпевшему, изменению обстановки.

До получения заключения эксперта-автотехника следова­тель, располагая информацией, полученной при осмотре места происшествия, и используя апробированные практикой несложные расчеты, имеет возможность получить предваритель­ные данные относительно некоторых обстоятельств происше­ствия, что позволит ему более предметно вести допрос водите­ля; особенно это важно в ситуации, когда допрашиваемый дает неверные показания.

Скорость движения автомобиля перед торможением может быть вычислена по формуле:

V=Ö(254xSxf) , где

V—скорость движения автомобиля;

S —длина тормозного пути в метрах;

f — коэффициент продольного сцепления с поверхностью дороги: в зависимости от качества и состояния до­рожного покрытия и протектора шин он меняется в пределах от 0,05 (при гололедице) до 0,8 (сухая асфальтированная дорога). Данные о коэффициенте приводятся в специальных таблицах[44] и уточняются следственным либо экспертным путем в ходе рассле­дования конкретного ДТП.

Можно определить предварительно и полный остановочный путь, пройденный автомобилем с момента обнаружения води­телем опасности для движения до полной остановки:

Sост.=(t1+t2)V/36+(Kэ x V x V)/(254 x f), где

Sост. - величина остановочного пути;

t1 - путь, проходимый за время реакция водителя на опас­ную ситуацию (в расчетах время принимают равным 0,8 сек);

t2 путь, проходимый за время срабатывания привода тор­моза (для пневматических тормозов оно равно 0,6— 0,8 сек, для гидравлических — 0,2 — 0,4 сек);

Kэ — коэффициент эксплуатации (для грузового автомо­биля— 1,4, для легкового— 1,0);

V скорость движения автомобиля;

f — коэффициент продольного оцепления с поверхностью дорога.

При допросе должностного лица, назначенного приказом командира части старшим автомашины, выясняются обстоя­тельства, предшествовавшие происшествию и характеризую­щие развитие события в его динамике (см. допрос водителя).

Кроме того, перед ним следует поставить вопросы, связанные с выполнением им самим обязанностей старшего машины, определенных Уставом внутренней службы Вооруженных Сил СССР и Наставлением по автомобильной службе СА и ВМФ.

Допросы свидетелей—очевидцев происшествия, потерпев­шего предполагают получение ответов на вопросы, которые по своей направленности могут быть сведены в четыре группы. Формулируя вопросы, относящиеся к первой группе, следова­тель выясняет условия, при которых очевидец наблюдал собы­тие (место его нахождения, состояние зрения, слуха, условия освещенности); вторая группа вопросов направлена на уста­новление действия потерпевшего в их динамике (направление к характер передвижения, процесс наезда на него, развитие события после наезда); третья группа—установление характе­ра действий водителя и движения управляемого им транспорт­ного средства (направление и скорость движения, что пред­принимал водитель до наезда и после него, кто находился за рулем автомобиля, если водитель скрылся с места происше­ствия па машине, то ее приметы); четвертая группа вопросов направлена на установление механизма происшествия (распо­ложения машин, потерпевшего в момент столкновения, наезда, характера их перемещения в процессе развития события).

Допрос должностных и иных лиц воинской части, ответст­венных за эксплуатацию техники и выпуск ее из автопарка. В ходе допроса выясняются следующие вопросы: принадлеж­ность автомобиля, его техническое состояние, особенно перед выездом из парка, задачи поездки, состав команды, данные, характеризующие личность водителя и старшего машины, их состояние перед выездом и по возвращении в парк, содержа­ние объяснений о случившемся, характер и объем ремонтных работ, производимых на данном автомобиле после происше­ствия.

Допросы иных лиц— сослуживцев водителя и старшего ма­шины, родственников и знакомых потерпевшего, медицинских работников, а также—при необходимости—инспекторов ГАИ и ВАИ, понятых, принимавших участие в осмотре места про­исшествия.

В зависимости от категории допрашиваемых лиц у них вы­ясняются вопросы, касающиеся личностей водителя, старшего машины, потерпевшего, объяснения последних относительно обстоятельств происшествия; участники осмотра места проис­шествия могут быть допрошены в связи с сомнениями, возникшими у следователя при ознакомлении с протоколом осмотра, составленным работниками ГАИ и ВАИ.

5. Осмотр документов. Сведения, имеющие значение для выяснения технического состояния автомобиля, порядка его эксплуатации и организации конкретного рейса, данных о лич­ности водителя, старшего машины и других обстоятельствах, имеющих значение для правильного расследования уголовного дела, содержатся в документах, которые должны быть осмот­рены и при необходимости приобщены к материалам дела.

Информация такого характера содержится в ряде докумен­тов, оформляемых и находящихся в различных службах и подразделениях воинской части:

а) в автомобильном парке воинской части, его контрольно-техническом пункте:

— журнал выхода транспорта в рейс;

— журнал инструктажей водителей;

б) в бухгалтерии автотракторной службы воинской части:

— журнал регистрации путевых листов;

— путевые листы;

— заявки на транспорт;

— заявки на ремонт автомобилей;

— журнал регистрации ремонтных работ;

в) в строевой части:

— приказы командира части о назначении определенного лица на должность водителя, о допуске в качестве старшего машины;

— приказ о выполнении задачи, связанной с использовани­ем данного автомобиля;

— приказ командира части, изданный в связи с конкрет­ным дорожно-транспортным происшествием;

г) документы, находящиеся у водителя автомобиля:

— водительское удостоверение;

— технический паспорт автомобиля;

— путевой лист;

д) информация об истинных обстоятельствах дорожного со­бытия, его участниках, а также о характере наступивших по­следствий может содержаться в медицинских документах, со­ставляемых работниками учреждений, в которых потерпевше­му оказывалась медицинская помощь. К таким документам относятся история болезни, карта амбулаторного больного, медицинская книжка;