Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 169

1. Выяснение обстоятельств, связанных с подготовкой эки­пажа и его действиями в воздухе.

2. Выяснение обстоятельств, связанных с руководством полетами и с их обеспечением.

3. Выяснение обстоятельств, связанных с работой авиаци­онной техники в воздухе.

Основными следственными действиями для этого являются допросы членов экипажа, очевидцев летного происшествия, командиров (начальников), допустивших экипаж к полету, должностных лиц группы руководства полетами, должностных лиц группы обеспечения полетов, лиц инженерно-технического состава, сопоставление их показаний с данными осмотра, до­кументами, заключениями экспертов.

При выяснении обстоятельств, связанных с подготовкой экипажа и его действиями в воздухе, устанавливается, пра­вильно ли обучались члены экипажа (методическая последова­тельность учебы, перерывы в полетах и контрольные полеты после этого); выполнялись ли нормы налета, как проводилась предварительная и предполетная подготовка данного летчика;

был ли экипаж подготовлен к выполнению задания, кем и как осуществлялся контроль готовности экипажа к полету; опреде­ляется физическое и психическое состояние членов экипажа перед полетом, режим их отдыха; правильность действия эки­пажа в полете (какие правила и почему ими были нарушены).

Выполнение правил нужно проверить, используя ОПП, НПП, ИЛ, Курс боевой подготовки (К.БП), НШС, инструкцию аэродрома (аэроузла) (ИА), методические разработки по вы­полнению отдельных упражнений применительно к данному типу самолета, инструкцию о допуске летного состава к по­летам.

Показания должностных лиц должны совпадать с данными в таких изъятых документах, как тетради предполетной под­готовки экипажа, журнал допуска летного состава к полетам, записи объективного контроля, плановая таблица полетов, летные и медицинские книжки членов экипажа и др.

Выясняя обстоятельства, связанные с руководством полета­ми и их обеспечением, следует установить, правильно ли осу­ществлялось руководство полетами, какие и кем были нару­шены правила. Так, причиной летного происшествия может быть нарушение руководителем полетов правил, изложенных в Воздушном кодексе, ОПП, НПП, ИА (а/у) и др.

В группу должностных лиц, осуществляющих руководство полетами, обычно входят: руководитель полетов, помощник руководителя, руководитель посадки, дежурный штурман ко­мандно-диспетчерского пункта, старший расчета и офицеры боевого управления командного пункта. При допросе этих лиц нужно использовать данные из журналов руководителей поле­тов, плановой таблицы полетов, тетрадей предполетной подго­товки членов экипажа, записи объективного контроля и др.

При проверке обстоятельств, связанных с обеспечением полетов, выясняется, не было ли нарушений правил подготовки к полетам, которые могли повлечь летное происшествие, со стороны должностных лиц группы обеспечения полетов, вклю­чающей старшего инженера полетов, начальника метеогруппы (дежурного синоптика), дежурного по аэродромно-техническому обеспечению полетов, ответственного дежурного по связи и радиотехническому обеспечению полетов, дежурного врача, лиц инженерно-технического состава, обслуживавших самолет, потерпевший катастрофу.

При допросе этих лиц устанавливается, в соответствии ли с правилами, приложенными в таких актах, как НИАС, ЕРТЭ, ТРР (технология регламентных работ), ТО (техническое опи­сание), НМС и других, было организовано инженерно-авиаци­онное, аэродромно-техническое, метеорологическое, радиоло­кационное, медицинское и другое обеспечение полетов.

Показания допрошенных лиц сверяются с данными в изъя­тых документах.

Следует отметить, что с тактической точки зрения допрос членов экипажа (летчика), оставшихся в живых, а также ру­ководителя полетов нужно произвести как можно быстрее, до того как им станут известны данные осмотра, показания дру­гих лиц, с тем чтобы получить подробные и объективные пока­зания и исключить возможность воздействия на них со сторо­ны заинтересованных в исходе дела лиц.

Наиболее важные допросы рекомендуется производить с применением звуко- и видеозаписи, кроме того, следует дать возможность допрашиваемым собственноручно изложить свои показания в протоколе допроса.

При выяснении обстоятельств, связанных с работой авиаци­онной техники в воздухе, необходимо установить, не явилось ли причиной происшествия с самолетом нарушение правил под­готовки к полету и его проведения. Поэтому основными вопро­сами будут следующие: «Подготовлен ли был самолет к поле­ту?», а также «Правильно ли эксплуатировалась техника в полете членами экипажа?».

Эти вопросы выясняются при допросе членов экипажа, должностных лиц инженерно-авиационного обеспечения, изуче­нии данных объективного контроля.

Большое значение в расследовании дел о нарушениях пра­вил полетов или подготовки к ним имеет назначение и прове­дение экспертиз. Экспертизы могут быть традиционные судеб­ные (судебно-медицннская, трасологическая, судебно-почерковедческая, технико-криминалистическое исследование доку­ментов, судебно-химическая, пожарно-техническая и другие), а также специфические, связанные со специальными познания­ми в области авиации. К последним относятся:

а) летная экспертиза. В примерный перечень вопросов, раз­решаемых такой экспертизой, входят следующие:

— были ли нарушены правила полетов и подготовки к ним данного самолета, если да, то какие;

— был ли подготовлен экипаж для полета на данном типе самолета и выполнения конкретного задания;

— какова была скорость самолета на полосе при взлете. Мог ли экипаж данного самолета взлетать при этой скорости;

— правильно ли осуществлялось руководство полетом в сложившейся ситуации и др.;

б) авиационно-техническая экспертиза назначается для установления причин возникновения неисправностей и отказов авиационной техники. Перед экспертами обычно ставятся во­просы:

— каковы технические причины отказа системы управления самолетом;

— имеет ли представленный на экспертизу механизм неисправности, которые возникли до столкновения самолета с землей, и как они могли повлиять на возникновение и разви­тие аварийной ситуации;