Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 170

— каково происхождение неисправностей, обнаруженных в двигателе (конструктивный дефект, неправильная эксплуата­ция, плохой ремонт и т. д.) и др.;

в) авиационно-медицинская экспертиза назначается при необходимости выяснить, правильно ли действовали должно­стные лица медицинской службы при допуске к полетам и их обеспечении, если установлены заболевания членов экипажа, повлекшие происшествие;

г) авиационно-метеорологическая экспертиза проводится, если причина летного происшествия связана с метеорологиче­ским обеспечением полетов. Она может решить следующие вопросы:

— какова была метеорологическая обстановка в зоне лет­ного происшествия в конкретное время;

— правильно ли было организовано метеообеспечение по­лета данного самолета;

— обязаны ли были работники метеослужбы закрыть аэродром по состоянию погоды;

— своевременно ли было вручено штормовое предупрежде­ние руководителю полетов и др.

Подобного рода специфические экспертизы могут назна­чаться при проверке правильности действий должностных лиц других видов обеспечения полетов и подготовки к ним: штур­манского, аэродромно-технического, служб радиосвязи и ра­диолокации и др.

В ходе расследования нарушений правил полетов и подго­товки к ним может возникнуть необходимость в проведении следственных экспериментов на проверку видимости, слыши­мости, возможности совершить те или иные действия и т. п. Все следственные эксперименты, особенно связанные с выяс­нением работы систем самолета в аварийных ситуациях, долж­ны проводиться с обязательным привлечением авиаспециали­стов и соблюдением мер безопасности.

На протяжении всего расследования решается главная за­дача: установить причину летного происшествия. С точки зрения методики расследования нарушения правил полетов или подготовки к ним следователю необходимо выявить кон­кретных нарушителей правил из числа должностных лиц и установить, в чем выразились эти нарушения. Как показывает практика, чаще всего расследованием устанавливаются сле­дующие нарушения правил:

а) допуск к полету неподготовленного экипажа (летчика);

б) выпуск экипажа в полет в условиях, не соответствующих уровню его подготовки к заданию;

в) принятие руководителем полетов неправильного реше­ния о посадке на своем аэродроме экипажа при несоответствии фактической погоды метеоминимуму и при наличии возможно­сти обеспечить его посадку на другом (запасном) аэродроме;

г) неправильные действия руководителя в зоне взлета или посадки;

д) неправильные действия руководителя посадки в зоне радиолокационной системы посадки;

е) неправильное метеорологическое обеспечение полета;

ж) неправильные действия экипажа в полете;

з) допуск к полету летчика в болезненном состоянии;

и) отказ авиационной техники из-за нарушения правил подготовки самолета к полету должностными лицами инже­нерно-технического состава.

Одновременно выявляются конкретные должностные лица, не выполнившие или плохо выполнившие обязанности, уста­новленные правилами полетов или подготовки к ним.

Таким лицам предъявляется обвинение и при допросе вы­ясняется их отношение к допущенным нарушениям, последствиям нарушении, мотивы их поведения, а также другие вопро­сы, входящие в число обстоятельств, подлежащих доказыванию.

По заявлениям обвиняемого могут быть назначены допол­нительная и повторная экспертизы, допрошены новые свидете­ли, проведены очные ставки.

При расследовании каждого авиационного происшествия по результатам работы комиссии командованием издается приказ о принятии мер к устранению причин, приведших к лет­ному происшествию, и наказанию виновных должностных лиц.

Такой приказ должен быть изучен и приобщен к уголовно­му делу, однако это не означает, что задача расследования по установлению причин и условий, способствовавших соверше­нию преступления, выполнена. Иногда данные, полученные на следствии, не совпадают с выводами командования или в ходе работы следователя выявляются дополнительные обстоятель­ства, объясняющие причины и условия летного происшествия.

В этих случаях следователь принимает меры к их устране­нию путем внесения соответствующего представления и прове­дения необходимых профилактических мероприятий совместно с командованием воинской части.


Глава XXIV

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА

§ 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ

1. Криминалистическая характеристика. Под преступным нарушением правил охраны труда понимается нарушение пра­вил по технике безопасности, промышленной санитарии и иных правил безопасности труда, которое повлекло или могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяж­кие последствия.

Правила техники безопасности и иные правила охраны труда определены в соответствующих общегосударственных и ведомственных положениях и инструкциях[49].

В Вооруженных Силах РФ действуют Правила техники безопасности и охраны труда, а также нормы и правила, уста­новленные по поручению правительства различными мини­стерствами совместно с отраслевыми профсоюзами и введенные в действие соответствующими приказами министра обороны.

Контроль и надзор за состоянием безопасности труда осу­ществляют командиры воинских частей, работники отделов охраны труда и техники безопасности на предприятиях Мини­стерства обороны, профсоюзы и специальные органы: Госу­дарственный комитет по надзору за безопасным ведением ра­бот в промышленности и горному надзору, Госгортехнадзор (в Вооруженных Силах—Котлонадзор), Государственный санитарный надзор, Государственный энергетический надзор, Государственный пожарный надзор.

Нарушения правил охраны труда не имеют широкого рас­пространения в Вооруженных Силах, но они опасны, связаны с увечьями и гибелью людей, наносят существенный матери­альный вред, поэтому требуют быстрого и квалифицированно­го расследования.

Механизм этих преступлений бывает достаточно сложным, особенно в тех случаях, когда происшествия, повлекшие не­счастные случаи с людьми, происходят на участках со слож­ным и неисправным оборудованием, а правила охраны труда нарушены и должностными лицами, и самим пострадавшим.