Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 133

8. Допрос лиц суточного наряда о всех передвижениях на территории части в период времени, примерно совпадающий со временем совершения хищения.

9. Допрос материально ответственных лиц по вопросам:

какие предметы вооружения и другое имущество похищено, в каком количестве, их общие и индивидуальные признаки; ка­кие изменения обстановки, посторонние предметы и иные сле­ды обнаружены в хранилище после совершения хищения и др.

10. Допрос лиц, производивших какие-либо работы в храни­лищах или находившихся там по разным причинам, неодно­кратно находившихся в составе караула, суточного наряда в период времени, предшествовавший обнаружению хищения, по вопросам: как и по какому принципу формировался состав рабочих команд, караула, суточного наряда; не стремился ли кто-либо из военнослужащих попасть в их состав; кто система­тически заступал на пост по охране хранилища, не стремился ли кто-либо нести службу именно на этом посту.

11. При необходимости изъятие и осмотр одежды этих лиц.

Розыскные и иные действия:

1. Физический розыск похищенных предметов вооружения.

В ходе физического розыска поиск должен проводиться в земле, снегу на территории поста по охране хранилища, из которого совершено хищение. Необходимо тщательно обследо­вать грибки часовых, пожарный инвентарь, пожарные щиты и др. На территории части поисковые мероприятия целесооб­разно проводить в первую очередь в подразделениях и в дру­гих служебных помещениях. Оружие следует искать в тайни­ках под досками пола, в проемах стен, в вентиляционных трубах. Необходимо также тщательно обследовать нежилые по­мещения (котельные, кочегарки), территорию автопарков, бое­вую технику и др.

2. Информировать об обстоятельствах хищения, виде и ко­личестве похищенного оружия органы МВД, соответствующие службы безопасности, военного коменданта гарнизона, же­лезнодорожной станции (водного участка), органы ГАИ, ВАИ по месту совершения хищения и организовать с ними взаимо­действие.

3. Информировать работников близлежащих почтовых отделений о хищении предметов вооружения с целью недопу­щения их отправки по почте.

4. Если круг заподозренных лиц не установлен, необходимо по согласованию с командованием и с участием медицинского персонала части провести визуальные осмотры военнослужа­щих при основании полагать, что преступник, совершая хище­ние, причинил себе телесные повреждения, порвал одежду, испачкался в краске и т. п.

Для этого можно использовать медицинские обследования, банно-прачечное обслуживание, утренние осмотры, проводи­мые в рамках требований Устава внутренней службы.

5. Поручить работникам служб безопасности проведение оперативно-розыскных мер, направленных на установление лиц, проявлявших повышенный интерес к оружию и другие улики поведения, то есть такие действия и импульсивные по­ступки заподозренного, которые свидетельствуют о его прича­стности к совершению преступления. Уликами поведения могут являться: повышенный интерес к оружию, в том числе и к типу похищенного, высказывание намерений приобрести оружие для каких-нибудь целей, высказывание намерений отличиться по службе, получить поощрения за действия по розыску похищен­ных предметов вооружения; направление писем следователю (в том числе и анонимных) с указанием на возможные места нахождения похищенных предметов вооружения, попытки сблизиться с лицами, ведающими хранением оружия, а также с лицами, имеющими отношение к охране объектов с вооруже­нием, и др.

6. Обратиться за помощью к армейской и флотской обще­ственности при выступлении на собраниях личного состава части, по радио, в ходе бесед с сержантским и офицерским составом.

7. Истребовать у командира части сведения о всех военно­служащих срочной службы, находившихся в период времени, примерно совпадающий со временем совершения преступления, вне подразделений, о всех военнослужащих, рабочих и служа­щих армии, имевших доступ на объекты с вооружением (кладовщиках, складских рабочих, получателях, сдатчиках оружия и боеприпасов); о всех военнослужащих, выпол­нявших ранее какие-либо работы по обслуживанию предметов вооружения в хранилище; о всех военнослужащих, рабочих и служащих, ранее привлекавшихся к уголовной ответственно­сти за совершение имущественных и других преступлений и привлекавшихся к административной ответственности за бра­коньерство.

Если таких сведений у командования не окажется, необхо­димо установить перечисленных лиц следственным путем, то есть в ходе допросов и других следственных действий.

Как уже отмечалось, хищения, относящиеся ко второй ти­пичной следственной ситуации, представляют наибольшую сложность для расследования, поскольку следователь не рас­полагает какими-либо данными о способе совершения пре­ступления, о времени его совершения, о лицах, причастных к его совершению. Речь идет о так называемом «расследовании недостач».

Традиционно при раскрытии хищений, относящихся к этой типичной следственной ситуации, рекомендовалась первооче­редная проверка версии о причастности к совершению преступ­ления материально ответственных лиц. Это верная рекоменда­ция, но изучение следственной практики показывает, что она нуждается в некоторых дополнениях. В частности, необходимо отрабатывать версии о причастности лиц, выполнявших раз­личные работы в хранилищах (в том числе сопровождавших предметы вооружения во время перевозок, о причастности чле­нов внутрипроверочных комиссий), то есть лиц, имевших бес­препятственный доступ к предметам вооружения. Это же отно­сится и к дежурным и дневальным по подразделениям, дежур­ным по части, штабу, их помощникам, посыльным в случаях хищений из комнат для хранения оружия и из сейфов в слу­жебных помещениях.