Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 162

е) в дорожно-эксплуатационном участке, обслуживающем дорогу, на которой произошло происшествие, находится паспорт дороги. Паспорт дороги содержит ее технические характе­ристики, ряд из которых в определенных ситуациях имеет значение для расследования уголовного дела; например, све­дения об уклонах, радиусах поворота, нормативах види­мости и т. д.

6. Следственный эксперимент. Распространенным следст­венным действием, в процессе которого обстоятельства, инте­ресующие следствие и суд, обнаруживаются путем непосред­ственного их воспроизведения, является следственный экспе­римент.

Эксперимент проводится с целью выяснения механизма ДТП, определения обстановки происшествия, действий его уча­стников, условий, способствовавших совершению преступления, проверки следственных версий, получения новых доказа­тельств.

Практически для всех видов экспериментов по делам о дорожно-транспортных происшествиях важно соблюдение такти­ческих условий их проведения, заключающихся в их сходстве, в неоднократности, в разделении всего действия на несколько этапов. Недопустимы опытные действия по проверке возмож­ности заноса, опрокидывания транспортного средства, посколь­ку это может привести к новой аварии.

На подготовительном этапе важно решить организацион­ные и технические вопросы проведения следственного экспери­мента, в число которых в зависимости от его вида включаются следующие действия:

Определение состава участников. В эксперименте принима­ют участие лица, действия или способности которых проверя­ются. К ним относятся водители, свидетели, потерпевший либо заменяющий последних статист (демонстратор), который по росту, телосложению и одежде сходен с потерпевшим.

В качестве специалиста в ряде случаев целесообразно при­глашать автотехника, который оказывает помощь в организа­ции и проведении эксперимента, расстановке его участников, определении содержания опытных действий, обеспечении мер безопасности, правильной фиксации результатов и достовер­ности проведенных измерений. Он поможет следователю в под­боре материалов для исследования, в выделении обстоятельств дела, которые позволят исключить ту или иную версию ДТП.

Эксперимент проводится в присутствии понятых, в качестве которых целесообразно пригласить лиц, обладающих профес­сиональными знаниями в области вождения и эксплуатации транспорта.

Для обеспечения безопасности участников эксперимента и более четкой его организации, особенно в условиях интенсив­ного движения, привлекаются работники ГАИ, ВАИ, дознаватель воинской части.

Подготовка технических средств для проведения экспери­мента и фиксации его хода и результатов. С целью обеспече­ния полученных достоверных результатов в эксперименте сле­дует использовать тот же автомобиль, на котором совершено происшествие (проверка на видимость из его кабины, установ­ление механизма получения повреждений пострадавшим, тран­спортным средством), при необходимости—муляж для прове­дения с ним опытных действий по установлению механизма наезда, а также средства измерения (рулетка, секундомер), наблюдения (бинокль), освещения, сигнализации, фиксации (видеокамеры, фотоаппарат).

Следует создать надлежащую обстановку, при необходимо­сти произвести ее реконструкцию.

Виды следственных экспериментов по делам о ДТП:

1) проверка возможности визуального восприятия субъек­том (водителем, потерпевшим, свидетелем) какого-либо явле­ния, пешехода, иного препятствия. В основном проводится про­верка на возможность визуального восприятия (на видимость) водителем появляющегося препятствия (например, пешехода из-за преграды), в том числе в условиях ослепления светом фар встречного транспорта. Может проводиться эксперимент на возможность слухового восприятия в определенной обста­новке шума двигателя, звукового сигнала;

2) определение времени движения автомобиля или авто­мобилей и пешехода между конкретными точками на пути их следования, например с момента обнаружения опасности до момента наезда, столкновения.

На практике фактическую скорость движения транспорта или пешехода в предаварийной ситуации установить трудно, поэтому задача, как правило, состоит в определении нижней и верхней границ скорости их движения, что достигается мно­гократностью опытных действий;

3) установление возможности проезда конкретного автомо­биля под аркой, мостом, в ином месте с ограниченным прост­ранством, а также возможности осуществить там определен­ный маневр;

4) установление механизма столкновения транспортных средств, наезда, взаиморасположения участников движения в момент происшествия относительно друг друга и дороги;

5) установление механизма образования следов происше­ствия (вмятин, царапин и т. д.) на транспортном средстве, на других объектах (дорожных элементах, деревьях и т. д.);

6) определение опытным путем длины тормозного пути конкретного автомобиля при заданной скорости движения;

7) проверка технического состояния отдельных систем и механизмов транспортного средства, например одновременно­сти срабатывания тормозов колес, правильности регулировки света фар в различных режимах.

7. Экспертизы.

Автотехническая экспертиза. В процессе доказывания вины определенных лиц в совершении дорожно-транспортных пре­ступлений важное значение имеет такой вид доказательств, как заключение автотехнической экспертизы. Предметом ее являются фактические данные о механизме происшествия во всех его фазах, о дорожной обстановке и действиях участников события, о техническом состоянии автомобиля, а также об   обстоятельствах,   способствовавших   возникновению ДТП.

Используя возможности, которыми располагает эксперт-автотехник, следователь может выяснить ряд обстоятельств, имеющих значение для дела, которые по предметному приз­наку делятся на четыре группы.

а) Обстоятельства, характеризующие механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы. Экспертное исследование направлено при этом на опреде­ление:

— величины скорости движения транспортного средства перед началом торможения;

— величины тормозного и полного остановочного пути автомобиля;