Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 167

— предотвращение перемещения обнаруженных объектов осмотра (включая тела погибших и их личные вещи);

— установка хорошо видимых отметок (флажков, колыш­ков и т. п.) в местах обнаружения объектов, а также следов, оставленных летательным аппаратом на местности.

Часть личного состава (лучше офицеров или прапорщиков) необходимо направить для проведения опросов жителей близ­лежащих населенных пунктов или домов и поиска .очевидцев, наблюдавших развитие и ход происшествия (откуда .появился аппарат, горел ли, какие были звуки, отделялось ли что от не­го и другие вопросы). Фамилии и местожительство таких очевидцев фиксируются для их возможного вызова на допрос в качестве свидетелей.

Как показывает опыт, очень важным является соблюдение всеми лицами, выполняющими работы на месте летного про­исшествия, мер предосторожности и безопасности при обраще­нии с объектами разрушенного летательного аппарата, так как среди них часто бывают токсичные, взрывоопасные, радиоак­тивные вещества. В практике известны случаи выполнения таких работ в спецодежде и других средствах защиты.

В зависимости от характера летного происшествия и места его нахождения можно .различать .следующие разновидности осмотров места происшествия (летного):

а) осмотр места летного происшествия, произошедшего на этапе взлета летательного аппарата;

б) осмотр места летного происшествия, произошедшего на этапах полета (полета в зону на пилотаж, на групповую сле­танность в составе пары или звена, по маршруту, на боевое применение средств поражения, боевое маневрирование и др.);

в) осмотр места летного происшествия при посадке само­лета.

Каждый из видов осмотра имеет свои тактические особен­ности, но во всех случаях при подготовке к осмотру необходи­мо иметь следующие начальные сведения:

— с каким летательным аппаратом произошло происшест­вие (тип, модификация и номер машины);

— в чем выразилось происшествие, какие предварительные данные о последствиях от него;

— где находится место происшествия;

— состав экипажа и его командир;

— каков был характер полетов;

— кто руководил полетами.

В зависимости от характера летного происшествия следо­вателю может понадобиться карта местности, которая будет необходима для ориентирования на местности и для нанесения на нее схемы места происшествия. Такую карту можно полу­чить в штабе воинской части, в которой произошло происше­ствие.

Обязательным средством фиксации обстановки места лет­ного происшествия является фотосъемка. Вначале делаются ориентирующие снимки. Хорошие результаты получаются при съемке с высоты, с борта вертолета. Затем фотографируются отдельные узлы места происшествия (следы от удара на мест­ности, воронки, взаимное расположение и состояние облом­ков, положение органов управления, позы трупов и др.), а так­же делаются детальные снимки отдельных агрегатов, следов повреждений и т. п.

В последние годы для фиксации успешно применяется ви­деосъемка, имеющая большие возможности по сравнению с фотосъемкой (цвет, динамика, синхронная запись звука и изо­бражения, возможность сделать цветную фотографию с любо­го кадра).

Во всех инструкциях и методиках расследования летных происшествий, имеющихся в современной авиации, категори­чески запрещается что-либо перемещать на месте происшест­вия до фотографирования. Даже в случаях, когда летательный аппарат, потерпевший аварию или катастрофу, находится на взлетно-посадочной полосе, железнодорожной, шоссейной или какой-либо другой транспортной коммуникации и препятству­ет их функционированию, необходимо сфотографировать и нанести на схему-карту обломки и другие вещественные дока­зательства до начала работ по уборке и перемещению их.

Основная задача при осмотре места летного происшествия заключается в изучении и фиксации обстановки, положения разрушенных частей и трупов, поиске на них следов, по кото­рым можно установить причину летного происшествия.

Независимо от характера разрушения проводится осмотр летательного аппарата или частей, оставшихся от него. Необ­ходимо осмотреть кабину экипажа, органы управления, шас­си, фюзеляж, силовые установки, винты, топливно-маслогидравлическую, кислородную, а также электрическую системы.

При осмотре исследуется и фиксируется положение, в кото­ром находились осматриваемые узлы, детали, переключатели, характер их повреждений, дефектов, коррозии и др. Основное:

внимание должно быть обращено на отыскание таких деталей, разрушение которых не было следствием удара о землю. 

Надо иметь в виду, что показания некоторых приборов после аварийного отключения питания могут автоматически фиксироваться. Иногда во время удара о землю стрелки приборов, покрытые светящимся составом, «отпечатываются» на  стекле, что может быть обнаружено и зафиксировано путем осмотра с ультрафиолетовым осветителем. Исследование авиационных приборов позволяет установить режим работы систем, скорость и направление полета, высоту, а также в ряде случаев поведение членов экипажа.                      

Отысканию, осмотру и последующей дешифровке подлежит бортовое устройство регистрации полетной информации (БУР), так называемый «черный ящик», в котором автоматический (без участия летчика) фиксируются высота и скорость полета, условия работы двигателей, действия экипажа с органами управления и т. п.

Узлы, агрегаты и детали, имеющие признаки неисправности и следы повреждений, которые могли возникнуть в полете, подлежат после описания в протоколе и фотографирования изъятию и упаковке для последующей экспертизы.       

Если в самолете осталось топливо, смазочные материалы, кислород или другие технические жидкости и газы, то рекомендуется изъять их пробы, чтобы затем можно было бы провести экспертизу их качества и кондиционность.

В случае обнаружения на частях аппарата следов крови фиксируется их форма и местоположение. Обнаружение крови на внешних поверхностях самолета может свидетельствовать о возможном столкновении в воздухе с птицей.

Порядок, технические особенности осмотра летательного! аппарата или частей, оставшихся от него, необходимо согласовывать со специалистами из комиссии.