Разработка введения высокоскоростного движения пассажирских поездов на направлении Красное - Брест Белорусской железной дороги, страница 6

Все это повышает конкурентоспособность железных дорог на рынке пассажирских перевозок.

4) Тарифная политика. Расширение сети внутренних и международных высокоскоростных сообщений способствовало принятию администрациями железных дорог тарифной политики, учитывающей потребности, привычки пассажиров и оценку ими характера поездки, а также соответствие уровня цен качеству оказываемых услуг с учетом конкуренции со стороны других видов транспорта.

Пассажирам предоставляется возможность выбрать одну из нескольких альтернатив по времени поездки, классу вагона, набору дополнительных услуг и т. п. с учетом скидок на групповые, туристические поездки и прочих льгот.

В такой тарифной политике высокоскоростные железнодорожные сообщения рассматриваются в общем, контексте общеевропейской транспортной сети как ее неотъемлемый элемент.

Вместе с тем на высокоскоростные сообщения приходится в настоящее время только 1 % суммарного пассажиро- и грузооборота железных дорог мира, составляющего примерно 10 трлн. приведенных ткм. Показатели, характеризующие деловую активность в этом секторе, такого же порядка. Однако в пассажирских перевозках картина несколько иная: на высокоскоростные сообщения приходится 5 % общего пассажирооборота — 100 млрд. из примерно   2 трлн. пассажиро-км, тогда как число пассажиров пользующихся высокоскоростными сообщениями составляет 0,7 % общего, или менее 300 млн. из 40 млрд. Основными пользователями высокоскоростных железнодорожных сообщений являются пассажиры:

1.  перешедшие с обычных железнодорожных сообщений;

2.  перешедшие с воздушного и автомобильного транспорта;

3.  новые или увеличившие число поездок по входящим в сеть маршрутам, привлеченные скоростью, комфортом и доступностью сообщений (например, возможностью в тот же день вернуться в пункт отправления).

К концу 90-х годов предполагаемого увеличения в 2 раза общего пассажирооборота в высокоскоростных сообщениях добиться не удалось, так если в Европе этот показатель действительно удвоился, в Японии  он  практически  не  изменился 1992 г. А именно Япония во многом определяет значимость высокоскоростных сообщений: линии сети Синкансен перевозят примерно 2/3 всех пассажиров в мире, следующих со скоростью выше 200 км/ч Пассажирооборот высокоскоростных сообщений в Японии не растет, а увеличивается лишь в сообщениях на малые расстояния. Строительство новых линий замедлилось из-за высокой, как и во всем мире, стоимости инфраструктуры. Обоснованы опасения относительно достижения высокоскоростными железнодорожными сообщениями своего пика, после которого дальнейшее развитие становится проблематичным из-за отсутствия средств на его финансирование. Частный капитал неохотно идет в железнодорожный   сектор   экономики,  а  государственные ресурсы направляются преимущественно в другие сферы. Кроме того, рентабельность новых линий довольно низкая.

Смешанные сообщения.

Наиболее ярко специфика смешанных сообщений проявляется во взаимоотношениях железнодорожного и воздушного транспорта, которые в одних случаях дополняют друг друга, а в других жестко конкурируют между собой.

1) Конкуренция. На расстояниях менее 500 км при времени поездки до 2 ч 30 мин скоростные железнодорожные сообщения имеют неоспоримое преимущество перед воздушными, занимая в ряде случаев до 90 % указанного сегмента пассажирских перевозок. Здесь они, как, например, на маршруте Париж — Брюссель, могут преобладать и над поездками в личных легковых автомобилях.

С другой стороны, естественной нишей воздушного транспорта являются сообщения на расстояниях более 1000 км. Здесь на самолеты приходится подавляющая доля перевозок, даже несмотря на то, что некоторую часть пассажиропотоков могут взять на себя ночные поезда повышенного уровня комфорта, а также дневные экскурсионные из вагонов с панорамным обзором.