Разработка введения высокоскоростного движения пассажирских поездов на направлении Красное - Брест Белорусской железной дороги, страница 5

Высокоскоростные железнодорожные сообщения основаны на четырех основных составляющих, которые в сочетании обеспечивают существенное повышение качества предлагаемых пассажирам транспортных услуг:

а) инфраструктура, характеризующаяся трассой линии, особенно числом и радиусом кривых, а  также техническим     уровнем      постоянных     устройств  (систем) тягового электроснабжения, сигнализации и связи, что в комплексе определяет возможность движения поездов с высокой скоростью и, следовательно, сокращения времени поездки;

б) высокоскоростной подвижной состав, конструкция и оснащение которого определяют безопасность и комфорт поездки;

в) организация движения поездов и обслуживания пассажиров;

г) тарифная политика.

Позитивные стороны высокоскоростных железнодорожных сообщений:

1) Сокращение времени поездки. Технологические достижения в области инфраструктуры и подвижного состава позволили существенно сократить продолжительность поездки по маршрутам, входящим в сеть высокоскоростных железнодорожных сообщений. Поскольку время поездки является одним из важнейших факторов, определяющих спрос на перевозки тем или иным видом транспорта, его уменьшение обусловило значительный рост пассажиропотоков на целом ряде направлений. Так, число пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом для поездок между Парижем и юго-восточными районами Франции, Увеличилось примерно в два раза за последние 10 лет, в то время как число пассажиров воздушного транспорта на этом направлении почти вдвое уменьшилось. В три раза за 6 лет увеличилось число пассажиров, пользующихся железной дорогой на направлении Мадрид — Севилья в Испании.

2) Увеличение частоты сообщений и упорядочение графика. Рост спроса на перевозки привел, естественно, к увеличению частоты следования поездов на рассматриваемых направлениях. Однако помимо удовлетворения первичного спроса, увеличение частоты сообщений имело лавинообразный эффект, выразившийся в том, что более частое следование поездов привело к еще большему повышению качества транспортного обслуживания, а это, в свою очередь, привлекло дополнительный пассажиропоток и потребовало дальнейшего увеличения частоты сообщений.

В результате появилась возможность перехода на тактовый график движения поездов с регулярными межпоездными интервалами (с отправлением поездов через каждые 1 ч, 30 мин и т. п.), дифференцированными в разное время суток в зависимости от интенсивности перевозок. Это предоставляет пассажирам возможность планировать поездки без необходимости запоминать «некруглое» время отправления нужного поезда, что, естественно, создает дополнительные удобства и тоже способствует увеличению пассажиропотока.

По тактовому графику курсируют, например, 19 пар поездов ICE в сутки между Берлином и Ганновером, 24 пары поездов TGV между Парижем и Лиллем, 18 пар поездов Thalys между Парижем и Брюсселем.

3) Повышение уровня комфорта. Высокоскоростные поезда предоставляют пассажирам повышенный уровень комфорта. Это выражается, кроме самих собою разумеющихся рациональной планировки салонов, удобных кресел для сидения, кондиционирования воздуха и т. п., еще и в возможности использовать все время поездки для работы (например, пользуясь портативным компьютером, подключаемым к специальной розетке) и отдыха (например, просматривая телевизионную трансляцию на экране в салоне вагона). Этим железнодорожный транспорт в положительную сторону отличается от автомобильного и воздушного (в автомобиле пассажир, зачастую являющийся одновременно и водителем, не может отвлекаться от процесса вождения, перед посадкой в самолет пассажир вынужден тратить много времени в аэропорту на прохождение различных процедур).

Кроме того, пассажир поезда может пройти в вагон-кафе или заказать напитки и легкие блюда с доставкой непосредственно к месту, «размяться» в коридоре и т. п. В вагонах есть также специально выделенные зоны для пассажиров, едущих семьями или деловыми группами, отделения для ухода за грудными детьми. В последнее время обязательным стало оснащение поездов устройствами, облегчающими поездку пассажирам-инвалидам (например, трапами и подъемниками для инвалидных колясок, специальными приспособлениями в туалетах и др.).