Разработка введения высокоскоростного движения пассажирских поездов на направлении Красное - Брест Белорусской железной дороги, страница 11

Повышение скоростей движения пассажирских поездов осуществляется по двум направлениям. Это строительство высокоскоростных магистралей, специализированных только под пассажирское движение, и модернизация, и реконструкция существующих линий для организации скоростного движения. В период до 2025 г. планируется создание единой европейской сети железных дорог скоростного движения пассажирских поездов.

Для российских железных дорог, на долю которых приходится порядка 40 % всего пассажирооборота, проблема повышения скоростей движения пассажирских поездов особенно актуальна. Первые серьезные шаги для решения этой проблемы были предприняты в середине 1960-х годов, когда в СССР начались крупные исследования, завершившиеся созданием  поезда ЭР-200 для линии Ленинград - Москва. Однако в 1970-х годах работы по скоростному движению были, по существу, свернуты, и только в 1984 г. началось регулярное движение поезда ЭР-200.

Позднее указаниями МПС были утверждены отраслевые научно-технические программы повышения скоростей движения пассажирских поездов «Прогресс» и «Ускорение», Исследования, проведенные в рамках этих программ, позволили определить целый ряд направлений сети железных дорог, на которых имеется возможность существенного ускорения движения пассажирских поездов. Но полностью реализовать задания, предусмотренные этими программами, к сожалению, не удалось.

Выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы позволили сделать вывод, что организация скоростного движения поездов на существующих линиях является одним из приоритетных направлений научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте. Поэтому в 1992 - 1994 гг. проектными и научно-исследовательскими  институтами  МПС  были выполнены работы по организации скоростного движения на ряде направлений. В частности, разработаны ТЭО целесообразности поэтапной реконструкции линии Москва - Санкт-Петербург для организации высокоскоростного движения поездов (Гипротранстэи, 1992 г.); ТЭД организации высокоскоростного движения поездов на направлении Москва - Минск - Брест (Гипротранстэи, 1993 г.); ТЭО организации скоростного движения пассажирских поездов по магистрали Москва – Красное (Гипротранстэи, 1994 г.) и аналогичное ТЭО на участке Красное - Минск - Брест (Гипротранстэи, 1994 г.); ТЭО организации скоростного движения пассажирских поездов на направлении Москва - Нижний Новгород (Гипротранстэи, 1995 г.).

В сентябре 1994 г. Коллегия МПС признала необходимой разработку Программы развития скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах России на период до 2010 г. В качестве базового для организации скоростного пассажирского движения определено направление Санкт-Петербург - Москва. К числу первоочередных линий скоростного полигона отнесены направления Москва - Минск - Брест, Москва - Воронеж- Ростов, Москва - Нижний Новгород, Санкт-Петербург – Бусловская. Общая длина первоочередных направлений скоростного движения поездов составляет 2981 км. Еще пять направлений (Москва - Хутор Михайловский, Москва - Ярославль - Данилов - Буй – Котельнич, Москва - Саратов, Екатеринбург - Омск, Омск - Новосибирск) общей протяженностью 3680 км рассматривались как перспективные для организации на них скоростного движения [26].

Программа была разработана институтами Гипротранстэи (головной разработчик) и ВНИИЖтом (научное сопровождение) и утверждена МПС России в сентябре 1996 г, В 2000 г. Программа развития скоростного движения была частично переработана и расширена на период до 2015 г. и вошла составной частью в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)››, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с приведенными в Программе расчетами прогнозируемый пассажирооборот в 2015 г. в дальнем следовании на полигоне скоростного движения составит порядка 55,5 млрд., пасс.-км, (43 % сетевого показателя), а осваиваемый прогнозный пассажирооборот в скоростных поездах оценивается в 17,2 млрд. пасс.-км (31 %суммарного пассажирооборота на скоростном полигоне).