Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 9

3. Кроме того, для исследования были привлечены материалы периодической печати начала 1930-х - середины 1941 года. В этой группе основополагающей стала газета «Магнитогорский рабочий» - рупор магнитостроевской общественности, который наиболее ярко иллюстрировал городские процессы, в том числе транспортные, в Магнитогорске 1930-х гг. Разноплановые статьи газеты позволяют проанализировать этапы функционирования общественного транспорта, выявить основные проблемы становления и развития транспортной инфраструктуры, изучить роль транспорта в общественной жизни магнитогорцев. На страницах газеты печаталась, как правило, информация о достижениях и неудачах транспортников, а также сообщались сведения об их работе в целом. Кроме того, в ходе исследования транспортной инфраструктуры города был использован  материал журнала «Крокодил»[50]. Он отражает, прежде всего, роль транспортной системы в строящемся городе, содержит описание движения автомобилей в Магнитогорске и информацию о грузооборотах железнодорожного сообщения. Помимо периодической печати города Магнитогорска, следует также назвать центральные газеты «Правда» и  «Известия». В основном на страницах периодической печати фигурируют общие вопросы строительства города и предприятий. 

4. Следующей группой источников следует назвать фотодокументы. В отличие от вышеперечисленных групп источников фотодокументы несут более подробную, визуальную и точную информацию. Большая часть использованных фотодокументов была напечатана в периодических изданиях. На фотографиях изображалась непосредственно какая-либо категория общественного транспорта, например, панорама трамвайных путей, такси, железнодорожный транспорт, самолеты[51]. Нередко на фото изображались авиаконструкторы, летчики, водители трамваев, автомобилей, железнодорожных поездов[52]. Таким образом, фотодокументы помогают и дают возможность представить сам процесс работы транспортной инфраструктуры города Магнитогорска.

5.  В основу исследования были положены и статистические источники, представленные документами МУ МГА. По статистическим отчетам можно проследить как развивалась транспортная инфраструктура города. Можно судить об изменении общего количества единиц того или иного вида общественного транспорта.

Для решения поставленных в исследовании задач потребовался дифференцированный подход к использованию и изучению источников. В своей совокупности они составили комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих документов, позволяющих решить очерченный круг задач.

Методологическую основу работы составил комплексный подход методов, принципов и концепций исторического исследования. В качестве основополагающей концепции в рамках исследования транспортной инфраструктуры города Магнитогорска в 1930-е года были выбраны такие направления как локальная история и теория мобилизации.

Для локальной истории характерно изучение определенного места действия исторически значимых событий, социально-политических,  социально-экономических процессов и явлений. Для данной работы было применено, прежде всего, исследование общественного аспекта истории транспортной инфраструктуры Магнитогорска в 1930-е годы.

Использование теории мобилизации было применено, прежде всего, для изучения экономической составляющей истории общественного транспорта в городе Магнитогорске. При изучении эволюции развития транспортной инфраструктуры был включен  анализ финансирования строительства транспортных структур, роли государства и общества в появлении и развитии того или иного вида транспорта, исследование планирования и методов строительства транспортной системы.

Среди основополагающих методологических принципов были применены: принцип историзма, объективизма и системности научного анализа – общепринятые в исторических исследованиях.

Принцип историзма – это принцип подхода к действительности как развивающейся во времени, который предполагает рассмотрение категорий общественного транспорта в общих условиях становления и развития города Магнитогорска.