Глава II. Причины появления и история становления трамвайного сообщения и авиации в Магнитогорске в 1930-е гг.
Появление трамвая в Магнитогорске и его превращение в главенствующий вид городского транспорта было определено особенностями расположения и, прежде всего, временем основания самого города. В начале 1930-х годов стремительно росло население Магнитогорска, ввиду строительства и деятельности градообразующего предприятия - металлургического комбината[171]. В свою очередь это обусловило сущность планировки города, которая была разработана московской комиссией специалистов во главе с Семеновым, Органовым, Чернышевым. Она включала в себя лево- и правобережное расположение. В 1930 году появились первые планы организации внутригородского транспорта, которые предполагали сеть магистралей движения, связывающих завод, вокзал, административный центр и жилые районы. Хотя четко продуманная система сообщения появилась позднее, к середине 1930-х годов.
До того, как первый трамвай пробежал от поселка Щитовой до Заводоуправления, в Магнитогорске пассажирское сообщение было налажено плохо. Администрация города пыталась решить транспортную проблему. Но причины, которые способствовали тому, что трамвайное сообщение начало развиваться не в начале 1930-х, а в 1935 году были веские[172]. Все дело в том, что до середины тридцатых годов генерального плана развития Магнитогорска не имелось. Вернее сказать, существовало множество взаимоисключающих планов. В условиях полнейшей путаницы реализация такого затратного и долговременного проекта, как строительство трамвайных путей, была просто невозможна. Тем не менее, в 1933 году уже начали вырисовываться некие контуры решения вопроса транспортных коммуникаций города. Руководство города Магнитогорска искало новые пути решения транспортного вопроса в городе. Он был разрешен сам собой. Рассматривая проблемы транспортных коммуникаций в стране в начале 1930-х годов, Наркомат коммунального хозяйства РСФСР пришел к выводу о необходимости увеличить количество трамвайных городов в стране на 30 процентов. Для строящегося города трамвайное сообщение являлось экономически выгодным проектом, так как его создание требовало меньших денежных затрат, чем такие транспортные средства как автобусы, автомобили и поезда. Город поддержал идею РСФСР, и следующей вехой в развитии транспортной системы Магнитогорска стала организация в городе трамвайного парка[173].
23 сентября 1933 года Совет труда и обороны СССР (СТО) вынес постановление о строительстве трамвая в Магнитогорске[174]. Таким образом, было положено начало масштабным работам строительства трамвайного сообщения в городе. Горсовет признал необходимым проектирование трамвайного бюро для управления строительством, состав которого был определен в пятидневный срок. Управление комбината, которое руководило созданием трамвайной системы в Магнитогорске, создало организацию «Трамвайстрой» во главе с П.Е.Букваревым и главным инженером В.Г.Теплицким[175]. Трамвайстрой занялся реализацией поставленной задачи. Проектирование трамвайного сообщения заняло длительное время, так как терасса трамвайных путей вызвала споры. Одна часть Трамвайстроя настаивала на том, чтобы трамвай прошел от Щитового городка мимо Соцгорода к Горсаду, цирку, управлению комбината. Другая часть предлагала связать трамвайными линиями Щитовой городок, Соцгород, 1, 11 участки и заводоуправление. Следует отметить, что первое предложение подразумевало под собой меньшую площадь строительства, не вызывало сноса построек и, как следствие, было экономически выгодным проектом. Второе предложение делало акцент на создание пассажирских коммуникаций между численно превосходящими населенными пунктами. После обсуждения предполагаемых маршрутов была организована комиссия Коммунстроя, которая решила связать трамвайным сообщением следующие пункты: Соцгород, 1-й участок, Ай-Дарлы, Ежовка, Американский поселок, станица Магнитная, Сосновая гора, поселок Верхнекизильский, Красная Башкирия, поселок Среднеуральский, поселок цементного и бетонного заводов, поселок Агаповка[176]. Эти районы отличались большим количеством населения и слабой системой транспортной инфраструктуры. Таким образом, несмотря на большие денежные затраты, вкладываемые в строительство, был выбран трамвайный маршрут, который предполагал создание пассажирских коммуникаций наиболее удобных для населения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.