После выбора предполагаемого маршрута Трамвайстрой столкнулся с проблемой установления сроков создания трамвайного сообщения. В Москве отказывали в длительном сроке создания проекта. Оставив в стороне все споры, при поддержке секретаря Магнитогорского горкома ВКП(б) В.В. Ломинадзе, между Трамвайстроем и горкомом ВКП(б) был заключен договор. Он устанавливал следующие сроки: подготовка технического проекта к 25 апреля 1933 года, рабочий проект со сметами и планами организации – к 1 мая того же года. Следует отметить, что в указанные сроки планирование сетей трамвайной инфраструктуры не было осуществлено. Фактически проектирование трамвайного сообщения затянулось до конца 1934 года[177].
Первые работы по земляному полотну начались еще в беспроектный период - 6 мая 1934 года. В этот день все трудящиеся Магнитогорска вышли на субботник, посвященный строительству трамвайной линии в Магнитогорске. Организатором субботника выступила редакция газеты «Магнитогорский рабочий». Большой вклад в данное мероприятие внесла исправительно-трудовая колония (ИТК), в частности товарищи Гейнеман и Андреев[178]. Субботник внес большой вклад в подготовку к началу строительных работ. После проведения субботника перед строителями трамвайного сообщения были поставлены планы работ на ближайшее время. Во-первых, было решено построить трамвайную линию от Щитовых до Вокзала (Товарная). Во-вторых, создать тяговые подстанции и трамвайное депо на 45 вагонов[179]. Закончить создание трамвайного сообщения в городе необходимо было к 1 января 1935 года. Для того, чтобы успеть пустить первую очередь трамвая в установленные сроки, с 1934 года строители работали по-ударному. Значение трамвайного сообщения понимали все трудящиеся, которые участвовали в его строительстве[180]. Контроль над строительными работами в начале ноября 1934 года взяли на себя редакция газеты «Магнитогорский рабочий» и горком ВКП(б)[181].
Впрочем, строительство трамвайной линии в указанное время не было закончено. Пуск трамвая был перенесен на 12 января 1935 года. Причины были во многом определены как деятельностью проектировщиков и строителей, так и поставщиками материала. С большим опозданием пришли трансформаторы для подстанции и 2 моторных вагона, которые были отправлены из Москвы еще 24 декабря. Вышеперечисленные проблемы вызывали серьезные опасения у центральных органов власти города за своевременный пуск трамвайного сообщения. Имели место и внутренние проблемы, связанные с дефецитом строительных материалов и деятельностью рабочих бригад. Например, в начале января 1935 года у строителей была необходимость в троллейном проводе, которого для окончания строительства не хватало 2500 тонны. Цеха металлургического комбината взяли на себя обязательства помочь строительству трамвая и обеспечить его троллейным проводом. Нерешенным оставался вопрос с созданием трамвайного пути, так как Транстрой не закончил его строительство к установленному сроку. На 1 января 1935 года строительной компании оставалось уложить еще 150 метров пути. Кроме того, не была произведена балластировка пути – накладки верхнего слоя путей для ровности и крепости линии [182]. Трансстрой имел возможность закончить строительные работы к установленным срокам, но отсутствие вагонов вызвало медленные темпы работ, производящиеся строительной компанией. Трансстрою было сделано предупреждение от магнитогорского горкома ВКП(б). Решая внутренние проблемы создания трамвайного сообщения, Горсовет отправил несколько магнитогорцев в Свердловск осваивать профессию вагоновожатого.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.