Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 30

К 12 января 1935 года строительство трамвайных путей было закончено[183]. Следует отметить, что молодой коллектив строителей трамвая не только быстро и качество выполнял порученные им работы, но и использовал все возможные пути экономии строительных материалов и средств. Так, согласно проекту работ, составленным Горстройпроектом, автогужевой транспорт должен был оказывать помощь в доставке рельс, песка и щебня. Рабочие бригады заменили автогужевой транспорт железнодорожным, что позволило сэкономить 50 тысяч рублей[184]. Несмотря на использование экономичных методов работы, для своевременного пуска трамвайного движения оставалось одно препятствие: 2 моторных вагона к вновь указанному сроку в город еще не прибыли. Первый трамвайный вагон прибыл ночью 12 января, а второй уже 13 днем.

Пуск трамвая был вновь перенесен - теперь уже на 18 января. В этот период сеть трамвайного сообщения подверглась многочисленным проверкам. 13 января администрацией города была организована комиссия общественной приемки, которая была разделена на несколько направлений, каждому из которых были поручены различные объекты сети трамвайных линий. В ее состав входили лучшие инженеры Магнитогорска. В частности, Тихомиров, Каредин, Пащенко, Бусырин, Пустыльников занимались проверкой работы подстанции[185]. Они выявили ряд недочетов и обязали руководство подстанции к пуску трамвайного сообщения в городе устранить все неполадки. В частности, необходимо было привести в порядок коридор управления и кабельное  оборудование, поставить предохранители на соленоидные провода, произвести маркировку коммутации[186].  В свою очередь, Чухланцев, Козлов, Беккер, Моисеев, Попов проверяли рельсовый путь, на котором не было выявлено недочетов. В целом, оценку строительных работ выполняли Беккер, Кизенко, Нахман. Кроме того, в приемке трамвайного сообщения участвовали редакции газет «Магнитогорский рабочий» и «Магнитогорский комсомолец», представители горкома партии и Горсовета. Благодаря их деятельности, трамвайное сообщение прошло полную проверку на качество и подготовленность. Комиссия, по окончанию своей работы постановила, что трамвайное сообщение готово к эксплуатации и к вновь указанной дате может начинать работу[187].

Неразрешенным оставался лишь вопрос с ремонтной базой. Помещение для нее было уже готово, но станки отсутствовали. Комбинат взял проблему в свои руки и пообещал осуществлять ремонт трамваев в своих цехах. Однако данное мероприятие не позволило избежать текущих проблем. Дело в том, что малейшая поломка трамвая могла остановить трамвайное сообщение на несколько дней. Трамвайных вагонов при открытии сообщения было только два, что не соответствовало спросу магнитогорцев, и при таком раскладе они могли остаться без трамвайных перевозок. Более того, пассажирам при таком количестве трамваев приходилось ждать более получаса на остановке. Горсовет понимал, что такого количества вагонов мало для постоянно растущего города. Администрация Магнитогорска не могла изменить решение Москвы. Вагоны были своевременно заказаны Мытищенскому заводу, но Наркомхоз перераспределил заказы в меньшую для города сторону[188].

Приказ директора комбината А.П.Завенягина о пуске трамвая вышел только 17 января 1935 года, когда были преодолены все проблемы. Приказом устанавливалось 7 трамвайных остановок: Заводоуправление, Звуковое кино, 1-й участок, 13-й участок, 11-й участок, Кировская, Угол Северного и Восточного проездов, Кировско-Карадырский проспект, кольцо 3-го квартала. Одновременно были определены тарифные ставки оплаты проезда: Заводоуправление – 13-й участок – 10 копеек,13-й участок – угол Северного и Восточного проездов – до кольца у Щитовых – 10 копеек. Полная стоимость проезда от Заводоуправления до Щитовых – 30 копеек. Пуск трамвая перерос в торжественное мероприятие, на которое были приглашены представители цеховых и общественных организаций города. В связи со строительством трамвая первой очереди управление строительства комбината отпустило на премирование ударников 10 тысяч рублей. Еще 12 тысяч выделил Трансстрой[189]. На следующий день, 18 января 1935 года трамвай был пущен в эксплуатацию горожанами. В прокладке трамвайных путей участвовало 15800 рабочих[190]. Ровно в 12 часов дня двинулся первый трехвагонный состав трамвая. Первый трамвайный поезд осуществил перевозку гостей. Уже в час дня началась эксплуатация трамвая пассажирами[191]. За первую рабочую смену было перевезено 15 тысяч пассажиров и продано более 8 тысяч билетов, которые стали продавать ближе к вечеру. Установлено, что первый трамвай вывела Клавдия Ивановна Козлова, которая закончила курсы водителей в Свердловске[192].