Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 2

Актуальность предпринятого исследования обусловлена и тем, что проблема транспортной инфраструктуры в г. Магнитогорске в 1930-е годы до сих пор не получила всестороннего освещения в исторических исследованиях. В советский период главной задачей исследования являлся, как правило, Магнитогорский металлургический комбинат и наиболее яркие моменты жизни города. Таким образом, изучение общественного рельсового транспорта позволит не только ближе познакомиться с историей города, но и выявить основные тенденции развития железнодорожного сообщения и трамвайных путей.

Историографический обзор. Проблема транспорта в последние десятилетия является популярной как в мировой, так и в отечественной исторической науке. Об этом свидетельствует нарастающий поток книг и статей, связанных с историей транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день историографию проблемы развития общественного транспорта Магнитогорска во второй половине 1930-х – начала 1940-го года условно можно разделить на четыре хронологических периода:

1)  Начало 1930-х – середина 1940-х годов;

2)  Вторая половина 1940-х – начало 1960-х годов;

3)  Вторая половина 1960-х – начало 1990-х годов;

4)  Вторая половина 1990-х – настоящее время;

1. Первый период связан с началом индустриализации в СССР. Основные работы, затрагивающие отдельные аспекты транспортной инфраструктуры, с разной степенью объективности рассматривали вопросы становления и развития транспорта как целом в стране, так и в частности в городе Магнитогорске.

Советская историография, посвященная проблемам транспортных коммуникаций, в первую очередь освещала вопросы сопричастности партийного руководства в создании того или иного вида транспорта. В 1930-е годы - это, несомненно, авиация, как военная, так и транспортная. Данный аспект особо остро освещался в трудах К.С. Еремеева «Организация воздушного флота СССР»[1], А.Ф. Глаголева «Авиа-агитация и пропаганда»[2], которые вышли в первой половине 1930-х гг. Издание этих работ во многом было вызвано принятыми в 1923 г. декретами и решениями о создании Совета по гражданской авиации и утверждением первого трехлетнего ориентировочного плана развития воздушных сообщений в СССР. Перечисленная литература носила больше пропагандистский, чем исследовательский характер. Ее цель заключалась в популярном изложении поставленных правительством и партией задач, которые необходимо было решать в целях ускоренного развития гражданской авиации, а именно: привлечение широких масс населения к авиастроительству, обеспечение его материально-технической базы. Исключением является монография И. Карпова «Авиация страны социализма»[3]. Данная работа является научным сборником, который содержит материалы по истории авиасообщения, статистику отдельных аспектов его развития. Кроме того, в трудах 1930-х годов отражен процесс подготовки кадрового состава воздушного транспорта. Данный вопрос рассматривался в ряде работ А.Е. Бейлина[4], В.А. Шмелёва[5], А.И. Иванова  и   В.Л. Швейцера[6]. Ценность   такого рода трудов заключалась в том, что их авторы собрали и обобщили  богатый фактологический материал о численности, социальном  составе, формах подготовки кадров инженерно-технической интеллигенции.