Вклад в развитие исследовательских работ о Магнитогорске внес коллектив войны и труда, возглавляемый инженером Николаем Тарасовичем Мелентьевым. Ими была издана книга «Три витка по экватору»[43]. Книга содержит материал по истории возникновения производства в Магнитогрске, о судьбах людей. Кроме того, авторы фрагментарно отражают историю транспортной инфраструктуры Магнитогорска.
Краевед М.С. Салмина в своей работе «История Южного Урала ХХ-ХI веков»[44] представляет развитие транспорта на территории Южного Урала, затрагивая вопросы его зарождения и становления.
К исследованиям данного периода можно отнести работу В.П. Баканова. Его произведение «Испытание Магниткой»[45] раскрывает ряд вопросов об истории города Магнитогорска, где фрагментарно отражается тема истории общественного транспорта. В частности, в работе автор затрагивает историю появления трамвайного сообщения в городе Магнитогорске, развитие автомобильного и автобусного движения, появление ГАИ, становление железных дорог. Кроме того, фрагментарный материал по истории общественного транспорта Магнитогорска 1930-х годов содержится в работах Н.Н. Макаровой[46].
В целом в работах 1990-2000-х годов наметилась смена приоритетов в исследованиях по истории Магнитогорска и металлургического комбината. С развитием локальной и повседневной истории главной целью изучения становится человек и его проблемы: жилье, одежда, питание, здравоохранение, досуг и т. д. Также выходят работы, авторы которых более критично рассматривают отдельные проблемы строительства и развития комбината и города.
В целом историографическая ситуация свидетельствует о том, что несмотря на отдельные попытки исследователей затронуть вопрос о развитии общественной транспортной системы Южного Урала, изучены проблемы становления инфраструктуры города Магнитогорска практически отсутствуют. На сегодняшний день нет отдельных работ, посвященных этому вопросу. Однако следует отметить, что развитие транспортной инфраструктуры в 1930-е годы в СССР исследованы на высоком уровне.
Цель работы – изучить развитие общественного транспорта в г. Магнитогорске в начале 1930-х – июне 1941 гг.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс становления магнитогорского автогужевого транспорта в 1930-е годы;
2. Изучить проблемы функционирования общественного железнодорожного транспорта в 1930-е годы в городе Магнитогорске;
3. Проанализировать процесс становления авиации в городе Магнитогорске в рассматриваемый период;
4. Выявить основные проблемы развития магнитогорского аэроклуба в 1930- июне 1941 гг.;
5. Исследовать развитие трамвайного сообщения в городе Магнитогорске 1930-х годов;
6. Оценить роль общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е годы.
Хронологические рамки работы охватывают период рубежа 1920-1930-х гг. по начало 1941 гг. Нижняя хронологическая рамка обусловлена началом становления транспортной инфраструктуры города, верхняя – началом военного периода, когда развитие общественного транспорта происходило по-иному.
Территориальные рамки: в данной работе рассматривается территория города Магнитогорска и его пригороды.
Источниковая база. В работе были использованы следующие виды источников:
1. Делопроизводственная документация;
2. Источники личного происхождения;
3. Материалы периодической печати;
4. Фотодокументы;
5. Статистические источники.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.