Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 7

Вклад в развитие исследовательских работ о Магнитогорске внес коллектив войны и труда, возглавляемый инженером Николаем Тарасовичем Мелентьевым. Ими была издана книга «Три витка по экватору»[43]. Книга содержит материал по истории возникновения производства в Магнитогрске, о судьбах людей. Кроме того, авторы фрагментарно отражают историю транспортной инфраструктуры Магнитогорска.

Краевед М.С. Салмина в своей работе «История Южного Урала ХХ-ХI веков»[44] представляет развитие транспорта на территории Южного Урала, затрагивая вопросы его зарождения и становления.

К исследованиям данного периода можно отнести работу В.П. Баканова. Его произведение «Испытание Магниткой»[45] раскрывает ряд вопросов об истории города Магнитогорска, где фрагментарно отражается тема истории общественного транспорта. В частности, в работе автор затрагивает историю появления трамвайного сообщения в городе Магнитогорске, развитие автомобильного и автобусного движения, появление ГАИ, становление железных дорог. Кроме того, фрагментарный материал по истории общественного транспорта Магнитогорска 1930-х годов содержится в работах Н.Н. Макаровой[46].

В целом в работах 1990-2000-х годов наметилась смена приоритетов в исследованиях по истории Магнитогорска и металлургического комбината. С развитием локальной и повседневной истории главной целью изучения становится человек и его проблемы: жилье, одежда, питание, здравоохранение, досуг и т. д. Также выходят работы, авторы которых более критично рассматривают отдельные проблемы строительства и развития комбината и города.

В целом историографическая ситуация свидетельствует о том, что несмотря на отдельные попытки исследователей затронуть вопрос о развитии общественной транспортной системы Южного Урала,  изучены проблемы становления инфраструктуры города Магнитогорска практически отсутствуют. На сегодняшний день нет отдельных  работ, посвященных этому вопросу. Однако следует отметить, что развитие транспортной инфраструктуры в 1930-е годы в СССР исследованы на высоком уровне.

Цель работы – изучить развитие общественного транспорта в г. Магнитогорске в начале 1930-х – июне 1941 гг.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1.  Рассмотреть процесс становления магнитогорского автогужевого транспорта в 1930-е годы;

2.  Изучить проблемы функционирования общественного железнодорожного транспорта в 1930-е годы в городе Магнитогорске;

3.  Проанализировать процесс становления авиации в городе Магнитогорске в рассматриваемый период;

4.  Выявить основные проблемы развития магнитогорского аэроклуба в 1930- июне 1941 гг.;

5.  Исследовать развитие трамвайного сообщения в городе Магнитогорске 1930-х годов;

6.  Оценить роль общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е годы.

Хронологические рамки работы охватывают период рубежа 1920-1930-х гг. по начало 1941 гг. Нижняя хронологическая рамка обусловлена началом становления транспортной инфраструктуры города, верхняя – началом военного периода, когда развитие общественного транспорта происходило по-иному.

Территориальные рамки: в данной работе рассматривается территория города Магнитогорска и его пригороды.

Источниковая база. В работе были использованы следующие виды источников:

1.  Делопроизводственная документация;

2.  Источники личного происхождения;

3.  Материалы периодической печати;

4.  Фотодокументы;

5.  Статистические источники.