Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 24

Развитие железнодорожного узла, связывающего город с различными населенными пунктами – это только одна из функций, которая выполнялась данным видом транспорта. Большую роль железнодорожный транспорт сыграл также в работе на интересы города. Функции железнодорожного транспорта в городе были различными. С 8 августа 1930 года, после запрета администрацией города транспортировки рабочих грузовыми машинами, он стал осуществлять пассажирские перевозки. Утром и вечером маршрутные составы из 5-10 вагонов должны были ходить между станциями: Плотина - Сосновка - Сортировочная - Заводоуправление - Вокзал - Аширский городок - Ежовка. Один состав двигался по 8 маршрутам. Уже через год, железнодорожный транспорт взял на себя функцию поставщика тех или иных продуктов по районам города. Например, на страницах журнала «Крокодил» можно встреть запись: «Он прислал вместо цемента два мешка крупы»[141]. Более того, летом 1931 года железнодорожный транспорт участвовал в ликвидации эпидемической вспышки сыпного тифа[142]. Санитарный поезд, сформированный областным комитетом Российское Общество Красного Креста (РОКК) работал в Магнитогорске с августа по сентябрь 1931 года. В его составе, исключая команду машинистов, аврально трудилось около 100 медработников (9 врачей и 90 средних и младших медработников). В результате, меньше чем за месяц медперсоналу удалось справиться с начавшейся на Магнитстрое эпидемией. Одновременно медики постарались привить магнитостроевцам здоровый образ жизни и элементарные правила гигиены. В итоге начальник поезда Колчанов в 1932 году стал заведующим магнитогорским горздравотделом.

В этом же году 29 августа, магнитогорский Горсовет, занимаясь железнодорожным транспортом, провел ряд мероприятий противопожарной безопасности[143]. Вызвана данная мера увеличением пожаров в городе. Отныне при остановках составов на железнодорожных путях, поезда освобождали проезд через рельсовые пути пожарным машинам. Кроме того, железнодорожный транспорт по первому требованию предоставлял паровозы для целей пожаротушения[144].

Стоит отметить, что работа поездов внутри города оказалось дорогостоящим мероприятием. Железнодорожный транспорт в силу своей затратности и громоздкости не мог постоянно решать проблему внутригородских пассажирских перевозок. Основными видами транспорта, которыми могли пользоваться жители – это гужевое, автомобильное и автобусное сообщения, которые в свою очередь также не могли до конца решить проблему пассажирских перевозок. Именно по этой причине в Магнитогорске появляется трамвайное сообщение.

Значение железнодорожного транспорта в общественных целях неоспоримо. Железнодорожные пути были одним из социальных видов транспорта. Для рабочих он являлся дешевым транспортом, в сравнении с авиалиниями. Ежедневно выезжали в другие города по железной дороге 560-570 человек, примерно столько же приезжали[145].

В связи со строительством новых направлений железнодорожных путей и с увеличением пропускной способности поездов, необходимы были депо, мастерские и пассажирские станции, строительство которых в начале 1930-х годов также отставало от запланированных сроков. Таким образом, перед строителями в 1930-е годы стояли важные задачи: строительство ремонтных баз, пассажирских зданий и депо.

Необходимым условием для своевременной и слаженной работы поездов является наличие ремонтных баз и депо. Ответственным за строительство данных сооружений был Башжилдорстрой. Впрочем, работы по запланированным объектам сопровождалось недостатком материалов, прежде всего, цемента. Отсутствие последнего привело к тому, что Башжилдорстрою стали помогать власти города, лично закупившие цемент[146].