Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 6

4. Радикальные изменения российского общества в 1990-е гг. открыли для науки новые возможности в изучении истории советского времени. Не стала исключением и история функционирования транспортной инфраструктуры. Отдельные проблемы развития рельсового транспорта затрагивает американский историк Шейла Фицпатрик в своей работе «Повседневный сталинизм»[35], отмечая его значение в социальной сфере, раскрывая основные тенденции его развития. Такое энциклопедическое издание, как «Авиация»[36] опубликованное в 1994 г. было одной из первых в стране многоплановой научно-справочной работой свободной от прежних идеологических догм. В ней систематизированы сведения по обширному кругу вопросов, относящихся к авиации и воздухоплаванию. Статьи посвящены фундаментальным научным основам авиации, устройству и характеристикам отечественных и зарубежных летательных аппаратов, их созданию и эксплуатации, воздушному праву, авиационной медицине и т.д. Дано более 600 биографий пионеров авиации, видных ученых, конструкторов, летчиков. К одним из трудов последних десятилетий, посвященных развитию авиации в 20-30-е годы XX столетия, относится исследование заведующего кафедрой истории Международного института ХХI века М.Ю.Мухина «Авиапромышленность СССР в 1921-1941 гг.»[37]. Монография посвящена истории становления и развития авиапромышленности. В работе рассматриваются вопросы экономической и социально-политической истории, истории государственных учреждений и становления авиасообщения в стране.

Внимание исследователей остановилось также и на истории развития автомобильного транспорта. В 2005 году вышла коллективная монография «АВТОВАЗ между прошлым и будущим. История Волжского автомобильного завода»[38], раскрывающая историю Волжского автогиганта, начиная с момента реализации проекта с итальянской фирмой ФИАТ и до сегодняшних дней. Это, основанное на широком круге архивных и иных материалов, новаторское исследование дает широкий срез основных проблем советской и постсоветской транспортной экономики.

Без внимания историков не остается и железнодорожный транспорт. Среди работ постсоветского периода следует отметить исследование А. Балтрашевича «Железнодорожный форменный костюм»[39], в котором представлена история форменного костюма русского железнодорожника в происхождении, развитии, традициях которого находили отражение самые различные исторические процессы. Исследование А. Балтрашевич дает уникальную возможность проследить в мельчайших подробностях, как отражались те или иные исторические события на форменном костюме. В 2001 г. вышла книга бывшего министра путей сообщения России Н.Е. Аксененко в соавторстве с Б.М. Лапидус и А.С. Мишариным «Железные дороги России: от реформы к реформе»[40]. Эта работа представляет историческую ретроспективу предпосылок и важнейших этапов развития и реформирования российских железных дорог с первой половины XIX в. — до начала XXI в и их роль для населения страны.

Кроме того, изучением транспортной инфраструктуры 1930-х годов занимаются различные ученые, содержание исследований которых можно проследить в их диссертациях. Среди работ можно отметить исследования кандидата исторических наук С.А. Баладина «Основные тенденции реформирования отечественного железнодорожного транспорта и их региональные особенности на Омской железной дороге в 20-30-е годы XX века»[41]. Автор рассматривает омскую систему железнодорожного сообщения через призму советской политики по отношению к транспорту. В этом же году к теме железнодорожного транспорта обращается кандидат технических наук – Шилина Елена Владимировна. Ее работа «История становления российской оптоэлектроники и ее применения на железнодорожном транспорте»[42] посвящена детальному анализу технических устройств железнодорожной инфраструктуры.