Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 41

Ежегодно аэроклуб выпускал около 200 планеристов[292]. Стоит отметить, что количество выпускников было значительным. Перед ними открывались новые возможности поступления в высшие школы летчиков, механиков, обучения преподаванию в летных школах.

Процесс обучения включал в себя две части – теоретическую[293] и практическую. На первых занятиях педагоги-инструктора объясняли, как необходимо обращаться с машиной, сохранять ее материальную часть. Инструктор показывал, как будет вести себя машина в воздухе относительно горизонта, как она будет проектировать посадочные знаки аэродрома, пояснял, когда необходимо сбавлять обороты мотора и в каком определенном месте сделать посадку[294]. После изучения теоретической части переходили на ознакомительные полеты, которые длились всего 15 минут[295].

После четырех месяцев обучения теорию меняли на освоение практической части. Обучение происходило на самолетах «У-2»[296]. День первого самостоятельного полета назывался воздушным крещением[297]. Этапы первого полета включали в себя взлет, прохождение пути по прямой, поворот, посадка[298]. При первом знакомстве с летной полосой линия старта была отмечена красными флажками. Она разбивалась в форме буквы «т», устанавливались ограничители[299]. В самом самолете необходимо было пристегнуть ремни безопасности, надеть шланг телефона, по которому шел контроль над полетом[300]. Затем проверялась связь словами «Внимание», «Есть внимание», «Контакт». Стартер взмахивал белым флажком, и самолет начинал движение. В первой кабине сидел инструктор,[301]который следил за полетом и записывал в специальную тетрадь время полета, его дальность, во второй – курсант. Последний, в свою очередь, сам выбирал место посадки. В конце полета обучающийся получал оценку[302]. После нескольких тренировок и получения навыков работы курсанты переходили к самостоятельным полетам,[303] который мог быть осуществлен только после разрешения командира или начлета[304]. На первом из них вместо инструктора клали мешок с песком[305].

После освоения практической части необходимо было сдать зачет и получить выпускную оценку. Контрольный полет оценивался специальной комиссией, во главе которой стоял капитан - член зачетной комиссии. Кроме того, для успешного окончания обучения необходимо было сдать зачеты по всем изучаемым теоретическим предметам[306].

Среди учебных групп аэроклуба проходило социалистическое соревнование – учитывались оценки, посещаемость занятий и качество полетов. В частности, в 1940 году впереди был экипаж Рубцова – курсанты Курочкин, Гуров, Кириллов[307].

В конце каждого года, 29 декабря, проходило торжественное выпускное собрание, на котором выступал начальник аэроклуба. Он зачитывал приказ об окончании учебной программы 1938 года. Курсанты, показавшие отличные результаты в освоении летного искусства и дисциплинированности получали премию и направлялись в школу военно-воздушных сил РККА[308].

Деятельность аэроклуба была популярна в городе. Летная школа давала толчок для создания кружков, связанных с авиацией. Например, при доме пионеров был организован кружок авиамоделистов. Они занимались проектированием и конструкцией новых типов моделей планеров[309].

Здание самого аэроклуба находилось на окраине города, в помещении, мало приспособленном и требующем капитального ремонта[310]. Летной школе Магнитогорска необходима была серьезная помощь партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Но общественные организации города не участвовали в развитии аэроклуба. Стоит отметить, что в Советском Союзе это было обязательным, так как Ленинский комсомол являлся шефом военно-морского и воздушного флота. Городские комсомольские организации должны были, помимо финансовой помощи, еще возглавлять укомплектование аэроклуба слушателями[311]. Таким образом, аэроклуб пытался самостоятельно решать возникающие проблемы, не опираясь на городские власти. Однако без последних некоторые вопросы было решить невозможно.