Ежегодно аэроклуб выпускал около 200 планеристов[292]. Стоит отметить, что количество выпускников было значительным. Перед ними открывались новые возможности поступления в высшие школы летчиков, механиков, обучения преподаванию в летных школах.
Процесс обучения включал в себя две части – теоретическую[293] и практическую. На первых занятиях педагоги-инструктора объясняли, как необходимо обращаться с машиной, сохранять ее материальную часть. Инструктор показывал, как будет вести себя машина в воздухе относительно горизонта, как она будет проектировать посадочные знаки аэродрома, пояснял, когда необходимо сбавлять обороты мотора и в каком определенном месте сделать посадку[294]. После изучения теоретической части переходили на ознакомительные полеты, которые длились всего 15 минут[295].
После четырех месяцев обучения теорию меняли на освоение практической части. Обучение происходило на самолетах «У-2»[296]. День первого самостоятельного полета назывался воздушным крещением[297]. Этапы первого полета включали в себя взлет, прохождение пути по прямой, поворот, посадка[298]. При первом знакомстве с летной полосой линия старта была отмечена красными флажками. Она разбивалась в форме буквы «т», устанавливались ограничители[299]. В самом самолете необходимо было пристегнуть ремни безопасности, надеть шланг телефона, по которому шел контроль над полетом[300]. Затем проверялась связь словами «Внимание», «Есть внимание», «Контакт». Стартер взмахивал белым флажком, и самолет начинал движение. В первой кабине сидел инструктор,[301]который следил за полетом и записывал в специальную тетрадь время полета, его дальность, во второй – курсант. Последний, в свою очередь, сам выбирал место посадки. В конце полета обучающийся получал оценку[302]. После нескольких тренировок и получения навыков работы курсанты переходили к самостоятельным полетам,[303] который мог быть осуществлен только после разрешения командира или начлета[304]. На первом из них вместо инструктора клали мешок с песком[305].
После освоения практической части необходимо было сдать зачет и получить выпускную оценку. Контрольный полет оценивался специальной комиссией, во главе которой стоял капитан - член зачетной комиссии. Кроме того, для успешного окончания обучения необходимо было сдать зачеты по всем изучаемым теоретическим предметам[306].
Среди учебных групп аэроклуба проходило социалистическое соревнование – учитывались оценки, посещаемость занятий и качество полетов. В частности, в 1940 году впереди был экипаж Рубцова – курсанты Курочкин, Гуров, Кириллов[307].
В конце каждого года, 29 декабря, проходило торжественное выпускное собрание, на котором выступал начальник аэроклуба. Он зачитывал приказ об окончании учебной программы 1938 года. Курсанты, показавшие отличные результаты в освоении летного искусства и дисциплинированности получали премию и направлялись в школу военно-воздушных сил РККА[308].
Деятельность аэроклуба была популярна в городе. Летная школа давала толчок для создания кружков, связанных с авиацией. Например, при доме пионеров был организован кружок авиамоделистов. Они занимались проектированием и конструкцией новых типов моделей планеров[309].
Здание самого аэроклуба находилось на окраине города, в помещении, мало приспособленном и требующем капитального ремонта[310]. Летной школе Магнитогорска необходима была серьезная помощь партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Но общественные организации города не участвовали в развитии аэроклуба. Стоит отметить, что в Советском Союзе это было обязательным, так как Ленинский комсомол являлся шефом военно-морского и воздушного флота. Городские комсомольские организации должны были, помимо финансовой помощи, еще возглавлять укомплектование аэроклуба слушателями[311]. Таким образом, аэроклуб пытался самостоятельно решать возникающие проблемы, не опираясь на городские власти. Однако без последних некоторые вопросы было решить невозможно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.