Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 5

Более того, ученые-историки в этот период преимущественно занимались проблемами партийного руководства железнодорожным транспортом. Этот вопрос явился предметом пристального изучения группы ленинградских историков (В.В. Агафонова, Т.А. Кожемяко, Г.А. Сачковского и др.). В рассматриваемый период нет монографических исследований, а результаты своих работ авторы опубликовали в сборниках статей[29]. Они изучили деятельность партийно-политических органов на транспорте, проанализировали задачи профсоюзов, раскрыли формы идеологического воспитания железнодорожников.

На основании проведенного анализа следует заключить, что отечественными исследователями в советский период была проделана определенная работа, в результате которой была изложена история развития транспорта страны. Кроме того, в научный оборот был введен большой фактический материал. Однако, несмотря на это, в указанных публикациях преобладал описательный характер. В значительной степени это было обусловлено отсутствием широкого доступа историков к необходимым архивным документам. В результате освещение ряда актуальных вопросов, например, таких, как допущение аварий в погоне за повышенными показателями, а также массовые репрессии на транспорте, было невозможно.

На протяжении данного периода исследователи часто обращаются к теме Магнитогорска. В 1968 году был издан сборник научных работ «Становление и развитие города Магнитогорска»[30]. Данный сборник содержит ценные сведения по истории Магнитогорска, отличается систематическим изложением материала. Работы, которые входят в сборник, касаются транспортной инфраструктуры города, в том числе железнодорожного сообщения. Например, в разделе I была представлена работа  А.И. Секерина о роли Урало-Кузбасса, где была отмечена его роль для развития производственного железнодорожного сообщения в Магнитогорске. Кроме того, в разделе III  представлены работы А.А. Ткаченко о застройке и планировании города, где содержится материал о строительстве магистралей общественного транспорта и Э.Г. Келлера о влиянии на композицию застройки путей движения в микрорайонах.

В конце 1970-х годов была опубликована книга «На линии огня»[31], посвященная 50-летию Магнитогорской комсомольской организации. Страницы издания отражают историю комсомольской организации Магнитогорска, но часть материала посвящена первым поездам города и их функционированию. В частности, данная книга содержит материал о прибытии первого поезда и о строительстве железных дорог. Еще одним предъюбилейным изданием стала работа Т.А.Никифоровой «Магнитогорск: вчера, сегодня, завтра»[32], отражающая историю Магнитогорска с ее зарождения до 1971 года включительно. В издании изложены вопросы социальной и политической жизни магнитогорцев в указанный период, частично описывается история зарождения и становления транспортной системы в Магнитогорске. Следует отметить, что автор описывает строительство уличных магистралей, затрагивая  вопросы автобусного и автомобильного движения: «От Вокзальной улицы начиналась главная магистраль – проспект В.И. Ленина. Здесь курирует автобусное движение»[33].

К публицистическим исследованиям 1970-х годов, рассматривающим историю магнитогорского общества, следует отнести работу Ю.Петрова «Магнитка»[34], где от самого зарождения до 1960-х годов прослеживаются судьбы первостроителей Магнитки, ее работников. В этой книге содержится материал о становлении железнодорожного сообщения в 1930-е гг., о строительстве железнодорожных веток между городами Магнитогорск, Уфа и Карталы.

Как видно, преимущественное внимание исследователей в данное время было сосредоточенно на таких аспектах, как вопросы строительства Магнитогорского металлургического завода и становление городской инфраструктуры. Внимание исследователей сводилось к общей характеристике объемов промышленного производства и строительства жилого массива. Транспортная инфраструктура рассматривалась авторами, как правило, в контексте строительства города и комбината. Основной акцент делался на создание автомобильных магистралей и железных дорог, а не на процесс их становления.