В начале 1930-х годов появляются работы, целью которых было исследование железнодорожного транспорта. Однако, следует отметить, что ученые не делили данный вид транспорта на общественный и производственный. Проведенные исследования приводят к выводу, что первые государственные планы строительства железнодорожного транспорта сильно расходились с действительностью. В частности, исследователь А. Самсонов указывал, что причина этих расхождений «своими корнями лежит не столько в специфически транспортных методах расчета работы, сколько в недоучете темпов восстановительного процесса промышленности и сельского хозяйства»[7]. В работе «Железные дороги СССР накануне третьего года пятилетки»[8] А. Самсонов дал оценку первому пятилетнему плану железнодорожного транспорта, отметив, что недовыполнение плановых заданий происходило из-за медленной технической реконструкции. К таким же выводам пришли исследователи общественного транспорта М. Лернер, Р. Боратынский[9], JI. Вольфсон, С. Данилов, Н.С. Шильников[10]. Внимание ученых также уделялось технической реконструкции железнодорожного транспорта в годы первых пятилеток, так как данный аспект являлся одним из основных направлений транспортной политики советского правительства. В этом отношении большой вклад сделали исследователи П. Белов[11], М.П. Белоусов[12], А. Корнеев, H.C. Шильников, Л.Я. Вольфсон[13], А.А. Карабанов[14], К. Лауэр[15], Н.А. Небесов[16]. Они ввели в научный оборот значительное количество документальных и статистических источников.
Таким образом, первый период советской историографии характеризуется наличием ряда работ, основной целью которых было не исследование, а передача фактологического материала. Историки данного периода были первооткрывателями в изучении темы транспортной инфраструктуры СССР 1930-х годов. Однако изучение функционирования железнодорожной системы по существу является более глубокими. Ученые не только делали выводы, но и выявляли причинно-следственные связи. В работах авторов предвоенного времени основное внимание уделялось, прежде всего, формированию транспортной системы, изучение кадрового состава, а так же исследование роли пропаганды среди транспортников.
В свою очередь, яркой страницей истории индустриализации Урала стало строительство Металлургического завода в городе Магнитогорске, что придало вопросам транспортной коммуникации дополнительную значимость. К данному историографическому периоду следует отнести, вышедшую в 1931 году в Свердловске работу А. Маленького «Магнитогорск: каким будет Магнитогорский металлургический комбинат»[17]. Автор подробно описывает будущий город и комбинат, также указывая на значение железнодорожного сообщения как связующего звена для строящегося города с другими населенными пунктами и главного поставщика материалов. Автор часто обращается к отражению значения железных дорог: «Днем и ночью по железным дорогам движутся поезда. Они гружены лесом, металлом, цементом, машинами […] Пассажирские поезда ежедневно выкидывают сотни и тысячи людей у облупленного товарного вагона, заменяющего вокзал станции Магнитогорск»[18].
Труды этих лет содержали в большей степени экономические проблемы Магнитогорска. Главным объектом изучения исследователей являлся металлургический комбинат. В первой половине 1940-х годов в связи с началом Великой Отечественной войны Магнитогорск переходит на особое положение. И изучение истории города отходит на второй план.
2. Во второй половине 40-х — начале 60-х годов XX века в исследовании проблем развития транспортной инфраструктуры, в частности общественной составляющей, произошли существенные изменения. В рассматриваемый период необходимым условием исследования была опора на труды деятелей марксизма-ленинизма. Критика взглядов и деятельности В.И. Ленина, И.В. Сталина (до 1955 г.) и других руководителей была невозможна. Основная литература этого периода, посвященная авиации, издавалась к различным юбилейным датам и ее нельзя полностью отнести к научным исследованиям, так как основной акцент делался авторами на успехи, достигнутые благодаря руководству высших эшелонов государственной и партийной власти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.