Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 4

В отношении изучения железнодорожного сообщения следует отметить, что расширилась проблематика исследований. Например, появляются работы, изучавшие взаимосвязи развития железнодорожного транспорта. Исследуются вопросы влияния новой экономической политики и индустриализации на железнодорожный транспорт. Большой вклад в изучение этой темы внесли экономисты. В работах А.Г. Напорко[19], А.Н. Марковой[20], А.Г. Мушруба[21], Т.С. Хачатурова[22] показывается, как общая экономическая ситуация в стране влияла на развитие железнодорожного транспорта. При этом особенно тщательно исследована перевозочная работа транспорта, развитие его материально-технической базы. Реконструкция транспорта исследована по каждому отдельному направлению: подвижной состав, путевое хозяйство, станции и узлы и т.д. Изменения транспортной инфраструктуры, в свою очередь, отражалось на производительности труда. Данному вопросу посвятили свои труды исследователи Т.М. Тучкевич[23] и А.А. Черткова[24]. Авторы сравнили уровень производительности труда в период первой и второй пятилеток, а также затронули другие, связанные с этим вопросы: состава и численности железнодорожников, трудового энтузиазма и дисциплины, новаторства и рационализаторства, приемов эксплуатации. В монографии Б. П. Орлова была предпринята попытка в историко-экономическом плане рассмотреть основные вехи развития транспорта СССР с момента победы Октябрьской революции до начала 1960-х гг[25].

Таким образом, исследования данного периода основываются на экономических аспектах развития железнодорожного транспорта, его социальная роль отходит на второй план или не рассматривается вовсе. Однако стоит отметить, что данное направление изучения расширяет тематику исследований.

В 1961 году была опубликована работа «Магнитогорск»[26] под редакцией З.М. Оселедец. Исследование представляет собой опыт всестороннего научного анализа застройки города. В работе затронуты вопросы строительства первых улиц Магнитогорска, автотеррас и магистралей движения, использование гужевого траспорта. Кроме того, данная книга содержит материал о планах строительства города, архитекторах и строителях, участвующих в становлении Магнитогорска.

История города Магнитогорска становится главной в исследованиях данного периода. Следует отметить труд Г. Васильева «Большая Магнитка»[27]. В своей работе Васильев дает краткую описательную информацию об истории Магнитогорска. Освящает основные события в строительстве комбината и городской транспортной инфраструктуры. Автор подробно затрагивает военный период, показывая, что благодаря  проделанной работе 1930-х годов Магнитогорский металлургический завод внес свой весомый вклад в победу СССР во второй мировой войне. Васильев отмечает также и важность железнодорожного сообщения, оказавшего помощь в транспортировке грузов на фронт.

Таким образом, главной темой исследований данного периода является строительство металлургического комбината, но также затрагивается и городская инфраструктура. Все внимание исследователей этого периода сводилось к общей характеристике объемов промышленного производства и строительства жилого массива.

3. С конца 1960-х гг. вплоть до начала 1990-х гг. шел процесс интенсификации научных исторических исследований. Начало этому процессу было положено решениями XX съезда КПСС. В рассматриваемый период вышел ряд работ, посвященных различным юбилейным датам в истории Советского государства, в том числе и транспорта. Среди них следует назвать монографию А.Ф. Аксенова «Гражданская авиация СССР»[28], в которой с разной степенью глубины осмысления материала и подробностей освещалась история становления и развития гражданской авиации, ее технические достижения и перспективы.