Развитие общественного транспорта в городе Магнитогорске в 1930-е – июнь 1941 гг., страница 40

Таким образом, стоит отметить, что во второй половине 1930-х годов авиасообщение быстро набирало вес в сфере общественного транспорта. Единственным минусом перелетов  была высокая стоимость билетов, поэтому воздушное сообщение не пользовалось большой популярностью среди населения. В то же время авиаперелеты были удобны, если требовалось добраться до места назначения в короткие сроки. Отдельной причиной успешного развития авиасообщения в Магнитогорске является общесоюзная популярность авиации как вида транспорта и рода войск, вследствие чего обучение в аэроклубе и летных кружках пользовалось невероятным успехом. Особенный подъем становления данных объединений начинается с 1933 года. 18 августа этого года состоялся первый день авиации в СССР. После чего начилась активная организация авиационных кружков и аэроклубов. С каждым годом их количество увеличивалась. Так, в 1933 году в стране насчитывалось 18 аэроклубов, в 1934 году – 49, а уже в 1935 году – 106 организаций[281].

Становление авиасообщения в Магнитогорске обусловлено деятельностью аэроклуба имени Косарева, который был первоначальной ступенью для профессии летчика. Он функционировал еще с начала 1930-х годов и действовал как массовая общественная организация, занимающаяся подготовкой специалистов для авиации страны. Стоит отметить, что аэроклуб готовил таких специалистов, как летчики-пилоты, планеристы-пилоты, мотористы, парашютисты[282]. Стоит отметить, что подготовить лиц воздушной профессии в Магнитогорске было весьма сложно. Трудности были обусловлены, прежде всего, географическим положением города. Магнитогорск – «город ветров» и пологих гор. Таким образом, наличие постоянно дующих и сильных ветров и гор с восходящими термическими потоками воздуха давали ограничение на высоту и дальность полетов[283].  Однако, несмотря на сложности, первый набор учебной школы был выпущен в июле 1934 года.

Для успешного развития аэроклубу необходима была финансовая база. Первоначально организация существовала за счет членских взносов. Однако финансовых средств было недостаточно. Именно для решения данного вопроса в 1934 году была организована окружная конференция. Ее главным результатом стало прикрепление  отдельных экипажей к различным цехам металлургического комбината. Данная мера позволила аэроклубу получать от последних небольшую финансовую поддержку. Еще одним решением конференции стал переход на платное обучение. Это было связано, прежде всего, с тем, что финансовая поддержка комбината и членские взносы не могли в полной мере обеспечить учебное заведение денежными средствами. Хозяйственные, комсомольские и профсоюзные организации выделяли средства на покрытие расходов по обучению[284]. 

Популярность аэроклуба, летных кружков и школ в городе была высока. Это было связано с общим подъемом авиации в Советском Союзе. Обучение летчиков происходило без отрыва от производства, что увеличивало количество курсантов. Аэроклуб готовил пилотов, авиатехников, мотористов, парашютистов[285].  Первоначально в школу принимались все трудящиеся в возрасте от 17 до 23 лет, имеющие образование не менее 7 классов средней школы[286]. Основную часть курсантов составляли молодые люди 18-19 лет, работающие в цехах металлургического комбината и учреждениях города[287]. Иногда давалось разрешение на поступление в аэроклуб подростков в возрасте 15-16 лет[288]. Однако позднее ценз на поступление увеличивается – для обучения необходимым было окончить 9 классов или обучаться в 10 классе только на отличные отметки. Кроме того, обучение в летной школе проходили студенты высших учебных заведений и педагоги. Стоит отметить, что встречались нарушения при приеме курсантов в летную школу. Иногда командование, произведя набор в авиашколу, ориентировалось только на количественные показатели. В числе курсантов оказывались люди с 5-ти, 6-ти и даже с 4-хлетним образованием. Они не имели достаточных знаний для обучения и не могли стать полноценными летчиками[289]. Обучались в летной школе не только мужчины, но и женщины. Например, одними из лучших курсанток были Зоя Орлова, Кира Игнатьева[290]. Для курсантов была разработана специальная форма - синие костюмы, белые шлемы[291].