Основы научных исследований: Учебное пособие

Страницы работы

89 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА

И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Кафедра локомотивов и локомотивного хозяйства

В. Д. КУЗЬМИЧ

ОСНОВЫ

НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Утверждено

Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебного пособия

Москва — 1985


УДК 62.001.85 (075)

Кузьмин В. Д. Основы научных исследований: Учеб. пособие.— М.: Изд. МИИТ, 1985. — 136 с.

Рассмотрены вопросы организации работы ин­женера и исследователя. Даны общие сведения о науке, научных исследованиях. Рассмотрены ос­новные этапы научно-исследовательской работы: изучение и анализ литературы, поиск идей, тео­ретический анализ, экспериментальные исследова­ния, оформление результатов.

Приведены материалы и задания для само­стоятельной учебно-исследовательской работы в области тепловозостроения и тепловозной тяги.

Пособие предназначено для студентов специ­альности «Локомотивостроение (тепловозострое­ние)», а также может быть использовано студен­тами специальности «Тепловозы и тепловозное хо­зяйство».

Ил. 6, табл. 8, список лит. — 59 назв.

Рецензенты:

д-р техн. наук, проф. В. А. Четвергов (ОмИИТ), канд. техн. наук, доц. В. Т. Кумсков (МИИТ)

© Московский ордена Ленина в ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта, 1985


ВВЕДЕНИЕ

Успехи народного хозяйства страны основываются на тех­ническом прогрессе, совершенствовании технологии производ­ства в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве.

Одним из основных направлений технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства является повышение произ­водительности и эффективности машин. Для железнодорожно­го транспорта, в частности, это создание нового подвижного состава: более мощных локомотивов, вагонов большей грузо­подъемности.

Создание новой машины, новой технологии — результат творческого труда многих инженерно-технических работников: конструкторов, технологов, организаторов производства...

«Однако конструктор, технолог, проектировщик, как бы та­лантливы они ни были, не могут сделать существенного шага вперед, не опираясь на науку. Работы ученых—химиков и фи­зиков породили новые материалы; решение проблем физики вызвало к жизни и атомную энергетику, и лазерный луч, спо­собный резать твердые материалы и передавать тысячи теле­визионных программ; теория электромагнитного поля, иссле­дования в области полупроводников легли в основу радио, те­левидения, разнообразной радиоэлектронной аппаратуры, электронных вычислительных машин, проникших во все обла­сти техники. Освоение космоса стало возможным на основе ра­боты целой армии ученых самых разнообразных специально­стей. Нет такой области техники, которая не имела бы в своей основе достижений науки»'.

В современном обществе наука — одна из важнейших сфер человеческой деятельности. Роль науки сегодня в нашей стране проявляется прежде всего в том, что, превратившись в непо­средственную производительную силу, она существенным обра­зом способствует решению основных экономических задач на­родного хозяйства, созданию материально-технической базы коммунизма.

Научные исследования являются первым этапом на длин­ном пути создания новой машины, разработки новой технологии до их внедрения в производство. Поэтому каждый инженер •должен знать и понимать специфику научной деятельности, повышать свой научный уровень и профессиональную компе­тентность.

Одним из средств повышения качества подготовки инжене­ров в вузе является учебно-исследовательская работа студен­тов. Важным звеном в улучшении этой работы служит изуче­ние курса «Основы научных исследований». Задачи этого курса следующие:

подготовка студента к грамотному выполнению учебно-ис­следовательских заданий по специальным дисциплинам и к участию в научно-исследовательской работе выпускающей ка­федры;

ознакомление студента со спецификой и методологией на­учной деятельности;

приобретение студентом навыков исследовательской дея­тельности на основе самостоятельного выполнения учебных за­даний;

осознание тесной взаимосвязи инженерной и научной дея­тельности.

Все это вместе взятое должно способствовать формирова­нию мировоззрения будущего специалиста. Последняя из пе­речисленных задач представляется не менее важной, чем предыдущие. В современном производстве инженер и научный работник работают вместе и их усилия направлены на достиже­ние одного и того же практически полезного результат. Поэ­тому в таких отраслях техники, как локомотивостроение, часто трудно провести грань между инженерной и научной работой. Научные работники отрасли, доводя результаты своих исследо­ваний до внедрения в производство, выполняют и инженерные разработки, а инженеры конструкторских отделов заводов, раз­рабатывающие новые конструкции, неизбежно связаны с экспе­риментальными научными исследованиями.

1 Трапезников В. А. Управление и научно-технический про­гресс.— М.: Наука, 1983.— 224 с. (Сер. «Наука и технический прогресо).

Глава  I

ИНЖЕНЕР И ЕГО РАБОТА

1. Роль инженера в промышленности и на транспорте

Специальности инженеров. Существует множество различ­ных инженерных специальностей и специализаций. Вузы стра­ны готовят инженеров по многим десяткам наименований их специальностей. Только Московский институт инженеров же­лезнодорожного транспорта (МИИТ) выпускает инженеров для транспорта и промышленности по 22 специальностям.

Даже профилей подготовки инженеров и то много. В на­родном хозяйстве страны, в том числе и на железнодорожном транспорте, работают инженеры-механики (по различным ви­дам машин: автомобилям, станкам, тепловозам, вагонам и т. д.), инженеры-строители (по Зданиям, мостам, дорогам, гидроэлектростанциям), инженеры-экономисты (по транспор­ту, строительству, учету). Среди инженерных профессий есть инженеры-электрики, инженеры-химики, математики, физики, технологи, металлурги, энергетики, электроники, связисты и т. д. Есть инженеры по управлению, вычислительной технике, материально-техническому снабжению, автоматизации произ­водственных процессов, динамике и прочности машин.

Содержание их работы, как видно из самих наименований, весьма разнообразно. Но все они — инженеры. Что же объе­диняет их? Что общего в их работе, независимо от конкретной специальности?

С одной стороны, ясно, что в наше время инженер — это человек с высшим техническим образованием. Уровень образо­вания отличает его от техника той же специальности или от­расли — тот специалист со средним техническим образованием.

С другой стороны, что отличает инженера в характере его работы от других профессий, также требующих высшего обра­зования, от врача, педагога или юриста, агронома, историка или математика?

Инженер — откуда взялось это слово и какое в него вкла­дывается содержание?

Похожие материалы

Информация о работе