МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В. Д. КУЗЬМИЧ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Утверждено
Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебного пособия
Москва — 1985
УДК 62.001.85 (075)
Кузьмин В. Д. Основы научных исследований: Учеб. пособие.— М.: Изд. МИИТ, 1985. — 136 с.
Рассмотрены вопросы организации работы инженера и исследователя. Даны общие сведения о науке, научных исследованиях. Рассмотрены основные этапы научно-исследовательской работы: изучение и анализ литературы, поиск идей, теоретический анализ, экспериментальные исследования, оформление результатов.
Приведены материалы и задания для самостоятельной учебно-исследовательской работы в области тепловозостроения и тепловозной тяги.
Пособие предназначено для студентов специальности «Локомотивостроение (тепловозостроение)», а также может быть использовано студентами специальности «Тепловозы и тепловозное хозяйство».
Ил. 6, табл. 8, список лит. — 59 назв.
Рецензенты:
д-р техн. наук, проф. В. А. Четвергов (ОмИИТ), канд. техн. наук, доц. В. Т. Кумсков (МИИТ)
© Московский ордена Ленина в ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта, 1985
ВВЕДЕНИЕ
Успехи народного хозяйства страны основываются на техническом прогрессе, совершенствовании технологии производства в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве.
Одним из основных направлений технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства является повышение производительности и эффективности машин. Для железнодорожного транспорта, в частности, это создание нового подвижного состава: более мощных локомотивов, вагонов большей грузоподъемности.
Создание новой машины, новой технологии — результат творческого труда многих инженерно-технических работников: конструкторов, технологов, организаторов производства...
«Однако конструктор, технолог, проектировщик, как бы талантливы они ни были, не могут сделать существенного шага вперед, не опираясь на науку. Работы ученых—химиков и физиков породили новые материалы; решение проблем физики вызвало к жизни и атомную энергетику, и лазерный луч, способный резать твердые материалы и передавать тысячи телевизионных программ; теория электромагнитного поля, исследования в области полупроводников легли в основу радио, телевидения, разнообразной радиоэлектронной аппаратуры, электронных вычислительных машин, проникших во все области техники. Освоение космоса стало возможным на основе работы целой армии ученых самых разнообразных специальностей. Нет такой области техники, которая не имела бы в своей основе достижений науки»'.
В современном обществе наука — одна из важнейших сфер человеческой деятельности. Роль науки сегодня в нашей стране проявляется прежде всего в том, что, превратившись в непосредственную производительную силу, она существенным образом способствует решению основных экономических задач народного хозяйства, созданию материально-технической базы коммунизма.
Научные исследования являются первым этапом на длинном пути создания новой машины, разработки новой технологии до их внедрения в производство. Поэтому каждый инженер •должен знать и понимать специфику научной деятельности, повышать свой научный уровень и профессиональную компетентность.
Одним из средств повышения качества подготовки инженеров в вузе является учебно-исследовательская работа студентов. Важным звеном в улучшении этой работы служит изучение курса «Основы научных исследований». Задачи этого курса следующие:
подготовка студента к грамотному выполнению учебно-исследовательских заданий по специальным дисциплинам и к участию в научно-исследовательской работе выпускающей кафедры;
ознакомление студента со спецификой и методологией научной деятельности;
приобретение студентом навыков исследовательской деятельности на основе самостоятельного выполнения учебных заданий;
осознание тесной взаимосвязи инженерной и научной деятельности.
Все это вместе взятое должно способствовать формированию мировоззрения будущего специалиста. Последняя из перечисленных задач представляется не менее важной, чем предыдущие. В современном производстве инженер и научный работник работают вместе и их усилия направлены на достижение одного и того же практически полезного результат. Поэтому в таких отраслях техники, как локомотивостроение, часто трудно провести грань между инженерной и научной работой. Научные работники отрасли, доводя результаты своих исследований до внедрения в производство, выполняют и инженерные разработки, а инженеры конструкторских отделов заводов, разрабатывающие новые конструкции, неизбежно связаны с экспериментальными научными исследованиями.
1 Трапезников В. А. Управление и научно-технический прогресс.— М.: Наука, 1983.— 224 с. (Сер. «Наука и технический прогресо).
Глава I
ИНЖЕНЕР И ЕГО РАБОТА
1. Роль инженера в промышленности и на транспорте
Специальности инженеров. Существует множество различных инженерных специальностей и специализаций. Вузы страны готовят инженеров по многим десяткам наименований их специальностей. Только Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) выпускает инженеров для транспорта и промышленности по 22 специальностям.
Даже профилей подготовки инженеров и то много. В народном хозяйстве страны, в том числе и на железнодорожном транспорте, работают инженеры-механики (по различным видам машин: автомобилям, станкам, тепловозам, вагонам и т. д.), инженеры-строители (по Зданиям, мостам, дорогам, гидроэлектростанциям), инженеры-экономисты (по транспорту, строительству, учету). Среди инженерных профессий есть инженеры-электрики, инженеры-химики, математики, физики, технологи, металлурги, энергетики, электроники, связисты и т. д. Есть инженеры по управлению, вычислительной технике, материально-техническому снабжению, автоматизации производственных процессов, динамике и прочности машин.
Содержание их работы, как видно из самих наименований, весьма разнообразно. Но все они — инженеры. Что же объединяет их? Что общего в их работе, независимо от конкретной специальности?
С одной стороны, ясно, что в наше время инженер — это человек с высшим техническим образованием. Уровень образования отличает его от техника той же специальности или отрасли — тот специалист со средним техническим образованием.
С другой стороны, что отличает инженера в характере его работы от других профессий, также требующих высшего образования, от врача, педагога или юриста, агронома, историка или математика?
Инженер — откуда взялось это слово и какое в него вкладывается содержание?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.