быть форсирован до 7200 л. с., хотя с такой форсировкой он в эксплуатации еще не испытывался. Двигатель Д56 Коломенского завода в 16 цилиндрах рассчитывается на 8000 л, с., однако он может иметь вес больше максимально возможного для установки на тепловозе.
Таким образом, принципиальные возможности достижения секционной мощности до 8000 л. с. имеются уже сейчас. Однако надо искать наивыгоднейшие пути реализации этих возможностей по целому ряду других параметров (кроме абсолютной величины мощности). Это, в первую очередь, весовые (массовые) показатели дизеля и его долговечность (моторесурс). Очевидно, что увеличение форсировки двигателя (по частоте вращения и среднему эффективному давлению) улучшает удельные весовые показатели (вес уменьшается).
На рис. 8.3 показано влияние мощности Ne и быстроходности тепловозного дизеля на величину его массы М. Координаты точек на графике приняты по данным табл. 8.6. Видно, что весовые показатели дизелей средней быстроходности (точки —зона ограничена штриховыми линиями) примерно в 1,5 раза (если считать по средним штрих пунктирным линиям) превышают показатели быстроходных дизелей (кружки, зона ограничена сплошными линиями). То есть быстроходный дизель одной и той же мощности весит примерно в 1,5 раза меньше двигателя средней быстроходности. Именно поэтому в западноевропейских странах, например в ФРГ и во Франции, где допускаемые нагрузки от оси на рельсы не превышают 180—190 кН, в тепловозостроении преобладают легкие быстроходные дизели.
С другой стороны, так же очевидно, что увеличение форсировки, приводящее к улучшению весовых показателей двигателя, при одном и том же конструктивно-технологическом исполнении неиз-бежно ускоряет его износ и сокращает срок службы. Поэтому в отечественном тепловозостроении на магистральных тепловозах, которые рассчитываются на длительный срок службы (до 25 — 26 лет), быстроходные дизели не применяются. В связи с этим конкретизируем задачу и далее будем рассматривать только четырехтактные дизели средней быстроходности.
Влияние основных размеров тепловозного дизеля и его форсировки на весовые показатели. Эффективная мощность дизеля определяется его размерами (диаметр цилиндра D, ход поршня S и число цилиндров Z и показателями форсировки (среднее эффективное давление pe частота вращения вала :
Ne = Ape D2Szn, (3.1)
где А — коэффициент, зависящий от выбора единиц измерения входящих в формулу величин и числа тактов i рабочего процесса.
Цилиндровая мощность Neц, то есть эффективная мощность одного цилиндра двигателя
Neц = Ne/z=ApeD2Sn. (3.2)
В табл. 8.7 подсчитаны необходимые значения цилиндровой мощности тепловозных дизелей. Если исходить из того. что по соображениям конструктивной и ремонтной сложность число цилиндров тепловозного двигателя не должно, видимо, превышать 16, то максимально необходимая цилиндровая мощность составит 375 л. с. для Nе = 6000 л. с. и 333 л. с. — для Nе= 4000 л. с. при z = 12.
Определим размеры цилиндра двигателя, при которых можно обеспечить получение таких значений мощности. Из формулы (3.2) видно, что если при заданной Nе, выбрать значение параметров форсировки (ре и n), то можно подсчитать необходимые размеры (объем) цилиндра. Если выбрано отношение S/D, то этим определяется и величина диаметра цилиндра.
Обычно считают [5] показателем напряженности (форсировки) двигателя, так называемую, «поршневую» мощность
Из формулы (3.2) видно, что
(3.3)
Если принять во внимание, что величина Sn/30 равна, так называемой, средней скорости поршня сm то
. (3.4)
Таким образом, с одинаковым основанием показателем форсировки двигателя можно считать или величину поршне вой мощности или величину произведения ре сm , так как эти величины прямо пропорциональны и отличаются лишь на величину постоянного множителя.
Таблица 87
Необходимая цилиндровая мощность тепловозных дизелей ври различном числе цилиндров
Число цилиндров |
Neц. , л. с. при Ne , л. с. |
Число цилиндров |
Neц , л. с. при Ne , л. с. |
|||||
4000 |
5000 |
6000 |
4000 |
5000 |
6000 |
|||
6 |
667 |
833 |
1000 |
16 |
250 |
312,5 |
375 |
|
8 |
500 |
625 |
750 |
18 |
222 |
277 |
333 |
|
12 |
333 |
417 |
500 |
20 |
200 |
250 |
300 |
Уровень форсировки, принятый для дизеля 2А—5Д49 при Neц = 250 л. с., характеризуется следующими примерными значениями показателей: Nп = 48 л. с./дм2 и pecm»140 кгс×м/(см2×с). Для нового дизеля Д56 приняты ( при Neц = 500 л. с.) соответственно значения 62 и 186,7. Иными словами, уровень форсировки двигателя Д56 принят примерно на 25 — 30% выше, чем у дизеля тепловоза 21Э121.
Построим для этих двух уровней форсировки зависимости Neц =f(D) (рис. 8.4). На рисунке видно, что при уровне форсировки дизеля тепловоза 2ТЭ121 необходимая мощность Neц = 375 л. с. может быть получена именно на дизеле Д56, то есть при D= 32 см. Однако при уровне форсировки последнего получить необходимую цилиндровую мощность можно уже при D » 28 см. Средняя форсировка приводит примерно к D = 30 см.
Таким образом, для обеспечения возможности создания тепловозов мощностью 6000 и 4000 л. с. с четырехтактными дизелями, имеющими соответственно 16 и 12 цилиндров, необходим дизель с промежуточным значением диаметра цилиндра (между 26 и 32 см). Масса такого двигателя также будет иметь среднее значение между массами 5Д49 и Д56, то есть примерно 25 000—28 000 кг.
Влияние основных размеров и форсировки тепловозного дизеля на его долговечность. Взаимосвязь между геометрическими размерами, параметрами форсировки и долговечностью двигателя устанавливается эмпирически. Для приближенной оценки величины моторесурса К тепловозных дизелей А. А. Куриц рекомендует [1] следующую формулу
(3.5)
где k — коэффициент, зависящий от типа дизеля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.