Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 23

Теоретический анализ — это следующая за поиском идеи часть работы, В процессе поиска ставилась цель формирования большого числа возможных решений. Но решение нужно одно. Поэтому инженер и исследователь изучают возможно­сти реализации выдвинутых идей и решении путём теоре­тического анализа.

Теоретический анализ проводится на основе научных дан­ных и методов той области науки, к которой относится иссле­дование, и поэтому содержательная сторона анализа является конкретной. В общем плане можно говорить лишь о целях и формах аналитического исследования

 Цели анализа следующие предварительная оценка осуществимости исследуемого принципа (идеи). Необходимо проверить сначала, не противо­речит ли выдвинутая идея основным физическим законам. а потом — возможно ли достижение того результата, на кото­рый направлена эта идея;

подробное теоретическое исследование принятого решения изучение влияния н? результаты основных параметров и внешних условий;

оптимизация результатов исследования, то есть выбор таких значений параметров, которые обеспечат наибольшую эф­фективность решения

Сложность любого реального процесса в технике не позволяет исследовать его с полным учетом всех реально участвующих в процессе факторов, поэтому анализу подвергается упрощенное представление процесса, которое инженеры называют расчетной схемой, а научные работники — моделью. Раз работка модели    (или моделирование)    является   составной частью теоретического анализа.   Разрабатывая   модель процесса, исследователь ставит себе цель получить приемлемы' решения в приемлемые сроки. Ясно, что чем меньше время, которым  располагает исследователь, тем  упрощеннее будет модель процесса, которую он сможет проанализировать.

Конкретизация задачи теоретического исследования состоит в такой ее формулировке, которая давала бы возможность получить конкретный численный результат.

 Поэтому задача Теоретического исследования не должна ставится непосредственно. Нельзя ставить задачу, например, так: уменьшить возможность замерзания радиаторов тепло­возов в зимнее время.

Необходимо поставить ее более конкретно: обеспечить та­кой режим работы радиатора тепловоза мощностью 2200 кВт в зимнее время, чтобы при минимальных тепловыделениях ди­зеля (на холостом ходу) температура воды в наружных труб­ках серийных секций радиатора была бы не ниже +5°С при температуре наружного воздуха —50°С.

  1. Моделирование в науке и технике

Слово «моделирование» имеет в русском языке несколько различающихся смыслов, как и слово «модель».

Модель — идеализированное (схематическое) приближе­ние к реальной действительности или упрощенное представле­ние реальной действительности. Или то, что в процессе иссле­дования заменяет собою реальный объект.

Моделирование — это и процесс построения модели, и про­цесс исследования объекта на принятой модели.

В инженерной практике и научных исследованиях модели нужны д.1я возможности:

теоретического анализа рассматриваемых идей;

исследования таких процессов, которые или сложно вое произвести или трудно наблюдать (процессы очень медленно или очень быстро протекающие; процессы, зависящие от мно­жества параметров; недоступные наблюдению внутренние процессы тепловых    машин;    социальные    явления   и процессы и т. д.);

прогнозирования поведения объектов в экстремальных ус­ловиях (перегрузки, аварии, разрушения, стихийные бедствия и т. д.).

Типы моделей. В прикладных исследованиях, к которым oотносятся работы в области тепловозостроение и тепловозной тяги, используются следующие типы моделей.

Аналитические: представление связи зависимых и независимых переменных, участвующих в процессе, и параметров, его определяющих, на основе физических  законов.  С точки зре­ния математики — это уравнение или система уравнений, до пускающие их анализ и решение в общем виде. К аналитическим можно отнести и графические модели. По существу, мо­делью является каждая схема или чертеж. Так, график сину­соиды представляет собой наглядную модель переменного электрического тока;

Экспериментальные — различных типов и различного уровня приближения к реальности.

Могут быть следующие типы экспериментальных моделей;

макет — условное по применяемым материалам нагляд­ное представление объекта для его общего анализа и оценки: (макеты сооружений и машин в архитектуре и дизайне — для опенки их эстетических свойств, взаимосвязи с окружающей обстановкой; макеты машин и их узлов, например, кузова ав­томобиля или корпуса судна, при отработке технологии изго­товления и, особенно, сборки. Такие же макеты используются для оценки аэродинамических или гидродинамических свойств объектов, например при испытаниях макетов самолетов в аэ­родинамической трубе или макетов судов в опытных бассей­нах. Макетирование — наиболее дешевый способ создания моделей. Макеты могут быть натурными и масштабными. Ма­кетируются не только простые объекты, но и сложные машины или системы. Так, технология химического производства отра­батывается на макетной установке. В настоящее время соз­дан макетный образец тепловоза (ТЭ136) мощностью 4400 кВт, на котором будут опробованы многие новые техни­ческие решения;

модель — см. ниже;

прототип —- это реальный объект, используемый в каче­стве модели для экспериментальных целей. В печати неодно­кратно сообщалось об использовании натурных образцов («двойников») космических кораблей на земле для исследо­ваний и подготовки космонавтов. Прототипом мощных атом­ных электростанций (АЭС) явилась небольшая относительно Обнинская АЭС, первая в мире. Такими прототипами были первые советские тепловозы, построенные в 1924 г. Прототип — это самая дорогая, но самая надежная эксперименталь­ная модель.

Экспериментальные м о д е л и, в свою очередь, могут быть различными. В точном смысле, такой моделью должна быть полная масштабная (геометрически подобная) модель. Такие модели дороги и применяются редко.