Условно науки, как отрасли знаний, делят на общественные науки (история, философия, право), естественные (математика, физика, химия, биология) и технические (прикладные). 22
Многосторонность функций науки анализируется в трудах классиков марксизма-ленинизма. В них наука рассматривается
как:
специфическая форма общественного сознания, основу которой составляет система знаний;
процесс познания закономерностей объективно существующего мира;
определенный вид общественного разделения труда;
один из важнейших факторов общественного развития,
процесс производства знаний и их использования.
В дальнейшем для целей данного курса понятие «наука» будет использоваться, главным образом, по первому определению, как сфера специальной человеческой деятельности, ознакомление с которой и является одной из целей этого курса.
Основное содержание науки как деятельности людей состоит в познании объективного мира, то есть в поиске этих знаний, но знаний не случайных, разрозненных, а в создании системы знаний. Системность знаний состоит в том, что входящие в систему знания, понятия, законы не противоречат друг другу, а дополняют и расширяют известное. Это отличает научные знания от ненаучных, хотя и не ложных.
Достоверность научных знаний проверяется практической деятельностью людей. Доказательство — одна из важных форм научной деятельности.
Вопросы теории познания специально изучаются студента ми в курсе марксистско-ленинской философии. Вспомним здесь некоторые основные положения.
Процесс познания, по формулировке В. И. Ленина, проходит по определенному пути: от живого созерцания к абстракт ному мышлению, и далее - - от мышления к практике.
Научное знание начинается с конкретных фактов. Факты, то есть объективно существующие явления, это материал для науки. Поэтому научный процесс познания начинается с накопления фактов, их отбора, проверки, оценки достоверности. Факты характеризуют различные стороны исследуемого явления, но не объясняют его. Задача научного работника, располагающего достаточным объемом фактических данных, состоит в систематизации и обобщении фактов. На основе анализа фактов формируются понятия и законы (обобщенное выражение наблюдавшихся закономерностей) и теории, которые после практической проверки могут войти в систему научных знаний)
При недостаточном количестве фактов вырабатываются гипотезы, т. е. предположительные представления о закономерностях, подлежащие дальнейшей проверке при наличии возможностей.
Роль науки в современном обществе, как непосредственной производительной силы, может быть показана не только по существу, как об этом говорилось выше, но и по форме, по чисто внешним признакам.
Наука, как сфера специальной деятельности людей, растет прежде всего численно, по объему. Научная деятельность, как род знаний, становится все более и более распространенной. Численность современного поколения научных работников составляет 90% всех ученых, когда-либо живших на земле [1]. По данным Г. М. Доброва [2] в науке и сфере ее обслуживания сейчас в мире занято более 30 млн. чел. 3a последние 30 лет создано 70% знаний человечества за всю историю его существования. За последние 250 лет со времен Ньютона численность научного персонала удваивается через каждые 12—15 лет.
«Если с конца XVIII до начала XX века развитие мировое науки обеспечивали 15 тыс. ученых, до середины XX столетия — 400 тыс., то в настоящее время более 3 млн. человек» [1, с. 35] (научных работников).
Под действием современной научно-технической революции процесс развития науки ускоряется. «Соответственно увеличиваются и затраты государств на развитие науки. Уже сегодня такие страны, как США и СССР, расходуют на науку ежегодно приблизительно по 4% национального дохода, а Англия ФРГ и Франция — от 2 до 3%» [1, с. 35—36].
В СССР в науке в настоящее время работает (без обслуживающего персонала) более 1,4 млн. человек или более одного процента всех работающих в стране.
2. Научно-технический прогресс. Ускорение темпов развития
науки и техники
Когда употребляют понятие «научно-технический прогресс» подразумевают обычно как качественный, так и количественный рост науки и техники.
Непрерывный рост — неотъемлемая черта, общая закон! мерность развития науки как процесса познания и как движущей силы общества.
Однако анализ конкретных фактов и явлений в процесс развития любой отрасли науки, проведенный многими исследователями и в разных странах, показывает, что наука не просто развивается (это естественное следствие ее динамической природы), а развивается все более ускоряющимися темпами.
Два типа явлений характерны для научно-технической стороны развития человеческого общества:
сокращение цикла развития научных идеи (от их возникновения до необходимости пересмотра концепций, лежащих в их основе) и
сокращение периода между разработкой новых фундаментальных знаний и их промышленным использованием в виде новых технических средств.
Эти явления характеризуют именно ускорение темпов развития как фундаментальных, так и прикладных исследований. Закономерность ускорения темпов развития науки нельзя понимать буквально: нельзя считать, что каждая ветвь, каждая отрасль науки непрерывно ускоряет свое развитие.
Если понимать ускоряющиеся темпы развития пауки буквально, можно прийти к парадоксальному выводу: «Если закон, которому подчиняется рост числа ученых, будет действовать в течение еще двух столетий, то все мужчины, женщины и дети, все собаки, лошади и коровы будут учеными» [1, с. 36]. Эта шутка, высказанная одним из специалистов, своей бессмысленностью наглядно показывает, что нельзя так прямолинейно экстраполировать тенденции, имевшие место в прошлом, на далекое будущее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.