Отмеченные тенденции характеризуют науку в целом, в самом широком смысле слова. Отдельные же отрасли науки в отдельные периоды своего развития могут иметь замедленные темпы развития. Более того, отдельные области научного знания вообще могут прекращать свое дальнейшее развитие из-за изменившихся потребностей техники и общества. Так, на значительный период времени (с 1950-х годов) по существу почти во всем мире прекратились исследовательские работы по паровозной теплотехнике — в связи с интенсивным внедрением тепловозной тяги на железных дорогах мира. Однако это не означает, что научный багаж этой отрасли оказался бесполезным Не исключено, что, в связи с сокращением запасов жидкого топлива и ростом затрат на его добычу, вновь возникнет потребность в использовании на автономных локомотивах паросиловой энергетической установки, работающей на менее дефицитном топливе, но использующей все достижения науки и техники 1980-х годов и, в связи с этим, более совершенной в технико-экономическом отношении, чем паровоз. Кстати, такие проекты уже разрабатываются учеными разных стран.
Для иллюстрации отмеченных двух тенденций, характеризующих ускорение темпов научного прогресса, можно привести следующие примеры.
Первая тенденция — сокращение периода жизни научных идей — видна на таких фактах. Почти две тысячи лет от Аристотеля (примерно 350 лет до н. э.) до Галилея (XVI в.) существовала теория гравитации, по которой скорость падения считалась пропорциональной массе падающего тела. Аристотель формулировал это положение на основе своих логических рассуждений. Авторитет Аристотеля в ученом мире средних веков был так велик, что его представления длительное время не подвергались сомнению, пока, наконец, Галилей не показал на опытах, что скорость падения не зависит от массы. Но почти две тысячи лет именно неверное ненаучное представление Аристотеля считалось научным знанием и владело умами его последователей.
В более поздние времена ошибочность или неточность научных концепций выявлялись значительно быстрее.
Законы механики, сформулированные И. Ньютоном во второй половине XVIII века, просуществовали примерно 150 лет— до Альберта Эйнштейна с его теорией относительности, показавшей, в частности, взаимосвязь массы и скорости.
Атомно-молекулярная теория строения вещества Джона Дальтона (1807 г.) и Амедео Авогадро (1811 г.,) основанная на концепции о неделимости атома, как мельчайшей частицы (корпускулы), была для физиков безупречной почти 100 лет— до неопровержимого теоретического и экспериментального доказательства Дж. Дж. Томсоном (в 1897—1899 гг.) делимости атома и существования электрона, а также работ Макса Планка (1900 г.), предположившего квантовый характер энергии излучения.
Теория планетарной структуры атома, разработанная Эрнестом Резерфордом и Нильсом Бором позднее, спустя примерно 10 лет, сама просуществовала уже не более десяти лет.
Эти примеры [2] можно было бы продолжить, однако и они достаточно наглядно показывают объективное ускорение темпов развития науки.
Для иллюстрации второй тенденции — ускорения промышленного использования научных открытий — обычно приводят нижеследующую хронологическую таблицу, где против каждого из важных Для человечества изобретений приводится интервал (период) времени между открытием фундаментальных основ данного изобретения и его промышленным освоением.
Фотография………………………………… |
112 лет |
(1727-1839) |
Телефон…………………………………….. |
56 лет |
(1820-1876) |
Радио……………………………………….. |
35 лет |
(1867-1902) |
Радиолокация………………………………. |
15 лет |
(1925-1940) |
Телевидение……………………………….. |
12 лет |
(1922-1934) |
Атомная бомба…………………………….. |
6 лет |
(1939-1945) |
Транзистор…………………………………. |
5 лет |
(1948-1953) |
Интегральные схемы…………………… |
3 года |
(1958-1961) |
Эти цифры весьма относительны, их точность невелика, так как точные даты в ряде случаев определить, если не невозможно, то трудно. Тем не менее, они ясно показывают тенденцию к сокращению времени. Хотя здесь приведены отдельные, наиболее выразительные примеры, тенденция именно такова. Ф. Линн, на основе анализа 20 важнейших изобретений нынешнего века, установил, что рассматриваемый временной интервал между открытием и его использованием сократился в среднем с 37 лет в конце XIX — начале XX века до 24 лет в период между мировыми войнами и до 14 лет в годы после второй мировой войны [5].
При общей тенденции к сокращению сроков внедрения всегда можно наблюдать и противоположные примеры, особенно на стадиях промышленной разработки, опытно-конструкторских работ, создания опытных образцов, т. е. главным образом, не в сфере научных исследований, а в сфере инженерной работы, практической реализации научных исследований.
Первые в мире магистральные тепловозы были построены 60 лет назад (в 1924 г.): один — в Ленинграде по проекту и под руководством проф. Я. М. Гаккеля, другой — на заводах Германии по проекту Советской железнодорожной миссии в этой стране, которую возглавлял проф. Ю. В. Ломоносов. Проектирование этих тепловозов было начато после известного Постановления Совета Труда и Обороны СССР, принятого по инициативе В. И. Ленина 4 января 1922 г. Этим постановлением были даны задания и выделены средства на их выполнение.
Таким образом, первые тепловозы были созданы и построены менее чем за 3 года. Примерно за такой же период времени Харьковским заводом им. В. А. Малышева был построен первый двухсекционный тепловоз ТЭ2 после Великой Отечественной войны. Однако в настоящее время темпы создания и отработки новых конструкций более мощных тепловозов существенно замедлились. Частично это объясняется трудностями решения новых вопросов, усложнением конструкции новых локомотивов, увеличением форсировки и напряженности их основных узлов, повышением требований к их эксплуатационной надежности. Но есть и другие причины, связанные с масштабами и с другими организационно-техническими факторами современного производства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.