Так в общем-то и должно было быть. Основное преимущество железнодорожного транспорта перед другими наземными видами состоит в существенно меньшем сопротивлении движению, ибо трение качения твердого (стального) колеса по стальному (или даже чугунному) рельсу минимально. И это преимущество возникло сразу с появлением железной дороги.
А все возрастающая мощность локомотива в грузовом движении используется практически для пропорционального увеличения веса поезда.
Скоростное движение на железных дорогах в настоящее время используется для перевозок пассажиров, Как правило, движение называют скоростным, если уровень скоростей движения превышает 160—180 км/ч. Опыт показывает, что движение пассажирских поездов со скоростями 200—210 км/ч можно обеспечить на обычных железнодорожных линиях при усилении их технического состояния и хорошем содержании Примером является движение пассажирского электропоезда ЭР200 со скоростями до 200 км/ч по линии Москва — Ленинград, имеющей грузовое, пассажирское и пригородное движение.
В таких же примерно условиях работают электропоезда «Кодама» в Японии, дизель-поезда HST («High Speed Train») в Англии и газотурбинные поезда RTG («Rame a turbine a gaz») во Франции и др. странах. Основные характеристики этих поездов приведены в табл. 8.2, а их удельные мощности отмечены на рис. 8.1 на кривой пассажирского железнодорожного транспорта.
Движение со скоростями до 250 и более км/ч требует по стройки специальных железнодорожных линий. Их примерами является система скоростных дорог «Синкансен» в Японии
Таблица 8.2
Марка |
Страна |
Мощ-ность N, кВт |
Максимальная скорость vмакс, км/ч |
Масса поезда М, т |
Удельная мощность кВт/т |
Удельная работа Вт×ч/ткм |
Об-щее число мест |
Электропоезда |
|||||||
Кодама |
Япония |
8880 |
210 |
654 |
13,6 |
60 |
987 |
961 |
Япония |
2200 |
260 |
116 |
19,0 |
73 |
150 |
TGV |
Франция |
6300 |
260 |
375 |
16,6 |
64 |
380 |
ART |
Англия |
6000 |
250 |
463 |
13 |
52 |
592 |
ЕТ403 |
ФРГ |
3840 |
200 |
220 |
17,5 |
87 |
880 |
Дизель-поезда |
|||||||
HST |
Англия |
3320 |
200 |
390 |
8,5 |
42,5 |
371 |
SPV |
США |
3180 |
200 |
304 |
10,5 |
52 |
516 |
Газотурбинные поезда |
|||||||
RTG |
Франция |
2060 |
160-200 |
200 |
10,3 |
52 |
304 |
(скорость до 250 км/ч) и линия Париж—Лион во Франции, построенная для поездов TGV («Train a grande vitesse») — скорости до 260—270 км/ч. Один из поездов этого типа, специально переоборудованный для испытании в 1981 г., установил новый мировой рекорд скорости на рельсах — 380 км/ч (предыдущий рекорд 331 км/ч был также установлен во Франции в 1955 г.). Рекордная точка показана на рис. 8.1.
Удельная мощность для скоростного движения возрастает существенно по сравнению с энергозатратами на обычное пассажирское движение на железных дорогах (см. табл. 8.1 я 8.2) и тем не менее оказывается значительно меньше энерговооруженности обычного легкового автомобиля.
Высокоскоростной наземный транспорт (ВСНТ) — это название укрепилось за транспортными средствами, исключающими непосредственный контакт экипажа и пути при помощи его магнитного подвешивания. Последнее может осуществляться путями:
а) электромагнитного подвешивания с эффектом магнитного притяжения и
б) электродинамического подвешивания с эффектом магнитного отталкивания [2].
Назначение ВСНТ состоит в том, чтобы создать пассажирскую наземную транспортную систему со скоростями перемещения до 500 км/ч, то есть заполнить промежуток по скорости на диаграмме рис. 8.1 между скоростными поездами и самолетами. В то же время такая система вследствие своей бесшумности может доставлять пассажира непосредственно в город, ликвидируя те потери времени, которые имеют авиапассажиры, добираясь из города до аэропорта.
Средства ВСНТ практически еще не вышли из экспериментальной стадии, однако по данным табл. 8.1 можно увидеть, что ВСНТ требует значительно более высокой энерговооруженности по сравнению с железнодорожным транспортом. Энерговооруженность ВСНТ приближается к показателю авиатранспорта.
Достаточно высокой должна быть и стоимость создания такой системы как подвижного состава, так и инфраструктуры
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Технико-экономические проблемы использования новых технических средств транспорта/ В. С. Молярчук и др. — М: Наука, 1983—228 с
2. Высокоскоростной наземный транспорт/Под ред. Бочарова В II Сб. науч. трудов. Т. 19. ВЭлНИИ, Новочеркасск, 1979.—185 с.
3. Змеев А. А. Научно-технический прогресс в локомотиве и вагоностроении капиталистических стран.— В сб.: Железнодорожный транспорт за рубежом. Сер. II. Экспресс-информация. Выи 4 ЦНИИТЭЙ ^ПС Ч 1982— с. 1—20.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Пользуясь формулами (1.1) и (1.2) и приняв значения коэффициента собственной массы для железнодорожного транспорта kc =0,45, а для транспортной авиации — kc = 2,5—3,0, уточнить соотношения между этими видами транспорта по удельным показателям.
2. Получить для пассажирских поездов сравнительные удельные показатели в расчете на одного пассажира.
3. Сделать оценку для пассажирских средств транспорта собственной массы подвижного состава, приходящейся на одного пассажира
4. Определять сферу целесообразного применения по расстоянию различных транспортных средств, исходя из следующих данных:
средняя скорость движения составляет для автомобиля 75 км/ч; для пассажирского поезда - 120 км/ч; для ВСНТ - 400 км/ч, для самолета-800 км/ч;
время поездки не должно превышать 3 — 4 ч;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.