научная литература. Это литература для специалистов, она обычно издается небольшими тиражами, рассчитана на квалифицированного читателя. Сюда относятся монографии (книги, посвященные одной научной или технической проблеме, или излагающие состояние отдельной отрасли знания), сборники трудов научных организаций и вузов, отраслевые научные журналы;
научно-популярная литература — литература для неспециалистов, делающая доступным для массового читателя понимание довольно сложных научных вопросов, современных достижений науки и техники. Популярные труды — это, главным образом небольшие книги-брошюры;
производственно-техническая литература. Это тоже массовая литература, но специальная, рассчитанная на работающих в данной отрасли на разных ее уровнях (инженеров, техников, квалифицированных рабочих). Она обычно посвящена описанию конкретных машин, процессов, распространению передового опыта, а также достижениям и перспективам данной и смежных с нею отраслей производства. Такое назначение могут иметь и книги, и брошюры, и журналы;
учебная литература. Это учебники и учебные пособия, предназначенные для вузов, техникумов, технических школ и училищ, институтов повышения квалификации. Эти книги содержат систематизированное, соответствующее учебным программам, изложение предмета, необходимое для его первоначального изучения;
справочная литература. Сюда относятся различные справочники, энциклопедии, словари и прочие подобные издания. Они содержат, главным образом, фактические данные (физические, исторические, статистические и т. д.);
официальная литература. Это издания официальных Документов (постановлений, приказов, инструкций) либо в виде сборников, либо в виде периодических бюллетеней государственных организаций (министерств, ведомств). Сюда же можно отнести авторские свидетельства на изобретения, государственные и отраслевые стандарты.
По периодичности издания вся литература делится на разовые (единовременные или непериодические, периодические и продолжающиеся издания.
Разовые научно-технические издания — это книги (монографии, учебники) и брошюры. Они выпускаются по планам государственных издательств.
В области тепловозостроения и тепловозной тяги такую работу выполняют два общесоюзных издательства: «Машиностроение» и «Транспорт». Книги, представляющие большой интерес и пользующиеся спросом, и в частности учебники, время от времени переиздаются (то есть выпускаются повторно). Это происходит нечасто — раз в несколько лет. При этом авторы обычно перерабатывают свои книги, дополняя их новыми материалами и исключая устаревшие. Поэтому переизданная книга — это, по существу, новая книга, и о всех книгах можно говорить как о разовых изданиях.
Периодические издания — это журналы. Специальные журналы могут быть по содержанию научными и производственно-техническими. В соответствии с ранее приведенной классификацией уровня и назначения литературы журналы первого типа предназначены для специалистов более высокого уровня и выпускаются относительно небольшими тиражами. Журналы второго типа — массовые, предназначены для широкого круга читателей, как инженерно-технических работников, так и для квалифицированных рабочих. Такие журналы издаются большими тиражами.
Указанные издания содержат первичную информацию, то есть непосредственное изложение результатов исследований и разработок, а также обзорные и обобщающие статьи, оценивающие состояния того или иного вопроса или обобщения ряда работ, посвященных одной проблеме или преследующих одну и ту же цель.
Существует другой тип периодических изданий — реферативные, содержащие узко тематический подбор вторичной информации в виде сжатого (реферативного) изложения материалов, уже опубликованных в широком круге изданий, часто недоступных или находящихся вне обычного ноля зрения специалиста, особенно если они публиковались за рубежом. Наличие реферативных изданий значительно расширяет возможности специалиста, сокращает затраты времени на освоение новой информации. Подготовкой и изданием реферативной информации заняты специальные организации, в ее переработке участвуют высококвалифицированные специалисты.
Перечислим наименования основных журналов, в которых
публикуются материалы по локомотивам и локомотивному хозяйству и с которыми чаще всего приходится иметь дело тепловозникам — инженерам и научным работникам.
Железнодорожный транспорт — ежемесячный технико-экономический журнал Министерства путей сообщения СССР.
В своей рубрике «Технические средства» помещает статьи, в том числе и связанные с подвижным составом: локомотива ми и вагонами. 12 номеров в год, тираж более 13 тыс. экземпляров.
Железные дороги мира — ежемесячный журнал Министерства путей сообщения СССР, в котором в переводе на русский язык публикуются статьи из соответствующего журнала Международной ассоциации железнодорожных конгрессов.
Вестник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) — научный журнал, периодичность 8 номеров в год, тираж до 2 тысяч экземпляров. В нем публикуются результаты научных исследований института по всем отраслям железнодорожного хозяйства, в том числе и по вопросам теории и конструкции локомотивов, работы локомотивного хозяйства.
Электрическая и тепловозная тяга — ежемесячный массовый производственный журнал Министерства путей сообщения СССР. Целиком посвящен вопросам локомотивов и локомотивного хозяйства. Помещает статьи о новой технике, в том числе и зарубежной. Тираж более 100 тыс. экземпляров.
Двигателестроение - журнал Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР, в котором находят отражение вопросы совершенствования тепловозных двигателей 12 номеров в год.
Электромеханика — журнал Министерства электротехнической промышленности. В нем могут публиковаться статьи по электрическому оборудованию тепловозов. 12 номеров в год.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.