Эмпирические методы. Эмпирические, то есть полученные из опыта, а не теоретически, знания играют важную роль научной деятельности. К эмпирическим методам исследования относят наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент
Наблюдение — это целенаправленное и обычно систематическое восприятие объекта исследования (в целом или отдельных его качеств) без какого-либо вмешательства в его протекание. В процессе наблюдения фиксируются характер протекания процесса или качественные его характеристики Наблюдение, как вид исследования, применяется в биологии {наблюдение за поведением животных, фото- и киносъемки роста растений), в астрономии и т. л. Наблюдение служит, главным образом, для качественной оценки процесса или объекта.
Сравнение — сопоставление однородных объектов наблюдения, установление их сходства или различия непосредственно или путем сопоставления с эталоном. Такими путями оценивается, например, яркость звезд, цветовая характеристика объекта и т. п
Измерение — количественная оценка исследуемого объекта в виде определенного числа выбранных единиц измерения. Измерение, как метод исследования, состоит, с одной стороны, в непосредственной численной оценке намеряемого объекта. С другой стороны, неотъемлемой частью любого измерения, о которой, к сожалению, часто забывают, должна являться реальная оценка надежности я объективности измеренных результатов. Роль измерений в научном исследовании, особенно в технических науках, исключительно велика
«Когда вы можете, — писал великий английский физик У. Томсон {Кельвин)—измерить то, о чем вы говорите, и выразить это в числах, вы что-то знаете об этом предмете Когда вы не можете выразить его в числах, ваше знание бедно и неудовлетворительно; оно, возможно, начало знания, но едва ли вы имеете а мыслях -нечто близкое к уровню науки, каков бы ни был предмет исследования»
Эксперимент представляет собой процесс изучения объекта, основанный на целенаправленном воздействии на него искусственно созданных условий, позволяющий наблюдать, сравнивать и измерять его свойства, устанавливать их зависимость от внешних условий. Как видно из определения, эксперимент включает в себя отмеченные выше методы эмпирического исследования.
Виды экспериментов. По характеру исследуемого объекта эксперименты могут быть: физические, биологические, экономические, социологические. В данном случае под физическим экспериментом понимается эксперимент в области, так называемых, точных или технических наук, и по фактическому содержанию он может быть физическим, химическим, гидравлическим, теплотехническим, динамическим и т. д.
В зависимости от объекта исследования физический эксперимент может быть натурным или модельным, по месту проведения — лабораторным или производственным (эксплуатационным).
По цели проведения экспериментальные исследования можно разделить на три основных типа:
типовой эксперимент — испытания объекта, выполняемые неоднократно на разных образцах. Например, испытания машин или их деталей при их серийном производстве (сплошные или выборочные). В этих случаях уже известен характер зависимости между измеряемыми величинами в виде уравнения, их связывающего, и известны значения параметров этого уравнения.
Например, у = Зе2х или .
Задача типового эксперимента состоит в проверке и оценке соответствия результатов измерений на конкретном объекте расчетным значениям;
проверочный эксперимент проводится, когда известен характер теоретической зависимости между измеряемыми величинами. Например, известны такие зависимости
у = Aekx или у = В (хn — a) z-m. Задача эксперимента состоит в установлении численных значений параметров, входящих в эти уравнения. Кроме того, в эксперименте должен быть установлен (или проверен) диапазон, в котором действует исследуемая зависимость;
поисковый эксперимент проводится тогда, когда нет надежной теории процесса, отсутствуют какие-либо теоретические зависимости между измеряемыми величинами. Задача эксперимента состоит в том, чтобы установить, существует ли зависимость между ними, каков ее характер. Результаты поискового эксперимента, как правило, заранее могут быть известны лишь предположительно и то в общем виде. Поэтому итог поискового эксперимента может быть положительным (зависимость установлена) или отрицательным (ее существование не обнаружено).
Трудности эксперимента. Проведение экспериментальных исследований связано с необходимостью преодоления ряда трудностей и противоречий. Основные из них следующие:
трудности измерения. Они весьма разнообразны. Многие физические величины недоступны для непосредственного измерения. Их значения определяются косвенным путем; через измерения других величин и последующими пересчетами. Например, температуры обмоток якоря и полюсов тяговых электрических машин определяются путем измерения изменений их электрического сопротивления, которые зависят от температуры. Уже одно это показывает, что измеряют не температуры в конкретных точках, а средние температуры всей обмотки. Таким образом, любое практически измерение, помимо присущих ему погрешностей, связано с дополнительными ошибками, вызванными усреднением, пересчетом и т. п. В ряде измерений возникают неучтенные погрешности, вызванные взаимодействием измерительного прибора и исследуемого объекта в процессе измерения;
трудности воспроизведения реальных режимов воздействия внешних условий, соответствующих производственным или эксплуатационным. Так же как теоретическая модель является приближением к реальному объекту, так и экспериментальные воздействия на объект являются некоторым приближением к действительным. Поэтому практическое использование и перенос результатов эксперимента на реальную действительность также связаны с трудностями
Ошибки измерений, оценка точности измерений. Ознакомление с природой ошибок при измерениях и их классификацией начинается для студента в начале его работы в лаборатории физики на первом курсе. Анализ возможных ошибок оценка точности измерений являются непременной частью экспериментального исследования. Молодые исследователи не всегда уделяют этой стороне работы достаточное внимание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.