Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 35

На рядовой доклад обычно дается 15—20 мин. Следова­тельно, его текст должен быть написан на 5—6 машинописных страницах. Отсюда видно, что объем до-лада меньше объе­ма статьи. Такое сокращение оказывается возможным для доклада за счет увеличения роли в нем иллюстративного мате­риала. Обычно к докладу готовят демонстрационные плака­ты, которые могут содержать математические выводы, схемы, таблицы и графики экспериментальных данных. Наличие этих материалов перед глазами слушателей облегчает задачу до­кладчика по объяснению объемов выполненной работы к по­лученных результатов. Он может сосредоточиться на доказа­тельстве и изложении основных положений доклада. Кстати, хорошо подготовленные плакаты помогают докладчику, явля­ясь одновременно и планом («канвой--) и конспектом его до­клада. Особенно это важно при докладах о квалификационных работах. Студенту-дипломнику при защите диплома на засе­дании ГЭК. «помогают» докладывать чертежи его проекта. Так же подготовка примерно двадцати листов плакатов помо­гает соискателю за ограниченное время (не более 20 мин.) из­ложить на заседании специализированного совета основные положения своей диссертационной работы

1 Гитис Э. И. Работа над кандидатской диссертацией.— Приборы и системы управления, 1984, № 1, с. 39—41,

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 7.32—81. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления.— М.: Изд. стандартов, 1981, с 14.

2. Статья в научно-технический журнал. Какой ей быть? — Приборы и системы управления, 1981, № 1 (4-я с. обложки).

3. Г и тис Э. И. Организация работы аспиранта. — Приборы и «систе­мы управления, 1983, № 10, с. 41—42.

В статье приведены краткие рекомендации по работе над статьями и докладами.

4. О языке и стиле диссертаций, авторефератов и заключений специа­лизированных советов. Инструктивное письмо ВАК СССР— Бюллетень ВАК СССР, 1980, № 2, с. 2—3.

5. С к в а и р с Д ж. — см. [ 4 ] в гл. 6.

В книге на с. 196—204 имеется глава «Как писать статьи»


Глава  8

УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕПЛОВОЗОСТРОЕНИЯ И ТЕПЛОВОЗНОЙ ТЯГИ

Настоящая глава содержит материалы для практического приложения некоторых простейших исследовательских мето­дов. В качестве примеров в ней проведен анализ некоторых ак­туальных вопросов тепловозной тематики, которые полностью не рассматриваются ни в одной из конкретных специальных дисциплин учебного плана, а находятся как. бы между ними, как впрочем и большинство нерешенных вопросов вообще. Анализ материалов этой главы и самостоятельное выполне­ние заданий дают возможность студенту, с одной стороны, лучше ориентироваться в проблемах своей специальности, с другой — закрепить и осмыслить знания, полученные в соот­ветствующих специальных дисциплинах. Так как разделы главы охватывают широкий круг различных вопросов, списки ли­тературы и задания для самостоятельной работы подобраны по каждому разделу главы отдельно.

1. Сравнительная оценка энергетической эффективности различных видов транспорта

Транспорт стал в настоящее время неотъемлемым элемен­том развития человеческого общества. Транспортная техника получила за последние десятилетия очень существенное разви­тие. Практически не осталось на земле расстояний, которые не могут быть преодолены, значительно расширился диапазон возможных скоростей перемещения грузов и пассажиров.

Транспорт СССР обеспечивает непрерывно возрастающие потребности народного хозяйства и населения страны в пере­возках. При росте валового продукта по стране за 1961— 1980 гг. в 3,2 раза грузооборот всех видов транспорта увели­чился в 3,3 раза, а пассажирооборот — в 3,6 раза [1].

Для перевозок используются различные виды транспорта. По типу среды, в которой происходит перемещение, транспорт принято делить на водный, наземный и воздушный. В каждой сфере существуют, так называемые, традиционные виды тран­спорта, к которым можно отнести, на воде — морские и речные суда с винтовым движителем; на суше — автомобильный и железнодорожный транспорт; в воздухе — вертолеты и са­молеты винтовые (пропеллерные) и реактивные. Последнее время значительное развитие получает трубопроводный тран­спорт жидкостей и газов.

Кроме этого, появляются нетрадиционные, новые виды транспорта: транспортные средства на воздушной подушке (наземные и водные), высокоскоростной (бесколесный) на­земный транспорт, сверхзвуковые самолеты и т. д.

Каким образом можно сопоставить различные виды транспорта, их техническое совершенство и эффективность?

В любом виде транспорта перемещение транспортного средства с грузом осуществляется под действием движущей силы, силы тяги, которая либо создается двигателем транспортного средства во взаимодействии с окружающей средой, либо не­посредственно прикладывается к нему извне.

Если обозначить силу тяги F [Н, кН], а массу движущегося транспортного средства с грузом (масса брутто) М [кг, т], то характеристикой транспортного средства может быть величина f=F/M. [Н/кг] или   [Н/т],   которую   можно   назвать удельной силой тяги. Ее величина в конкретном виде транс порта зависит от величины силы сопротивления движению  W и, для возможности движения, должна быть по крайней мере не меньше соответствующей    удельной   силы сопротивление w=W. Для равномерного движения с заданной скоростью необходимо выполнить условие f=w.

Так как в различных видах транспорта удельные силы со­противления движению различны (они зависят и от характера среды, в которой происходит движение, и от характера взаимодействия среды с транспортным средством),    то величина удельной движущей силы (силы тяги) , может быть сравнительным показателем для оценки эффективности видов транспорта.