Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 29

В заключение напомним одну очень полезную мысль Ее высказал древнегреческий философ Демокрит еще 24 столетия назад- «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после»

Обработка экспериментальных данных является непосредственным продолжением эксперимента. Она состоит из двух этапов: наглядного представления первичных результатов из­мерений (в виде таблиц и графиков) и последующего анали­за и обобщения этих данных.

На первом этапе главной целью является наглядность проставления полученных результатов, облегчение последующей работы по их анализу. Полезные рекомендации по оформлению таблиц и графиков имеются в литературе[4,7].

Второй этап обработки результатов эксперимента имеет главной целью представление аналитических зависимостей — формул. Для такой обработки данных и составления эмпирических формул используются как графические методы (построение графиков в различных координатных сетках с целью «спрямления» кривых), так и аналитические, из которых для подбора параметров эмпирических формул важнейшим является метод наименьших квад­ратов [5, 6]

При больших количествах измерений или значительном количестве объектов испытаний важное значение приобретает правильная статистическая обработка результатов [3, 4]

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ш е н к X. Теория инженерного эксперимента /Пер с англ  — М Мир, '972—328 с

Книга содержит материалы по всем сторонам экспериментальной работы: анализу и оценке ошибок измерения, технике измерений, планированию эксперимента и обработке и анализу его результатов.

2 Зайдель А Н Ошибки измерений физических величин —Л Наука, 1974—108 с

Элементарное изложение теории ошибок применительно к измерениям и приемам обработки экспериментальных данных для оценки  точности ре­зультата.

3 Рациональные режимы вождения и испытания локомотивов /Под ред. С И Осипова— И Транспорт, 1J84 — 280 с

Вторая половина книги посвящена испытаниям локомотивов — важному виду экспериментальных исследований на железнодорожном транспор­те, специально рассмотрены обработка и статистический анализ опытных данных

4. Сквайре Дж. Практическая физика/Пер с англ М • Мир 1971 —246 с.

Книга написана преподавателем известной Кавендишской лаборатории Университета в Кембридже (Англия) и является пособием для начинающих экспериментаторов. Подробно рассмотрена обработка   экспериментальных данных.

5. Кассандрова О. Н, Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдении: Учеб. пособие.— М.: Наука, 1970.— 104 с.

7. Сидоров Н. И. Подготовка рукописи к изданию: Памятка автору и редактору. 2-е изд. — М.: Транспорт, 1976.— 80 с.

В брошюре имеются указания по оформлению таблиц и графиков.

8' Зажигаев Л. С. и др- Методы планирования и обработки резуль­татов физического эксперимента.— М.: Атомиздат, 1978.— 232 с '


Глава  7

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Результаты исследовательской работы должны стать дос­тоянием специалистов, если они содержат новую информацию, или должны быть представлены для оценки, если работа яв­ляется учебной или квалификационной. Для этого результаты работы должны быть надлежащим образом оформлены ее ав­тором, чтобы информация, содержащаяся в работе, стала до­ступной для ознакомления.

Информация (научно-техническая) может быть передана двумя путями: устно (в виде лекции, доклада или краткого выступления, в частности, на защите дипломного проекта или диссертации) и письменно — в рукописи, написанной от руки или перепечатанной на машинке (пояснительная записка к курсовому или дипломному проекту, отчет об учебно-исследо­вательской или научно-исследовательской работе, диссерта­ция). Особую форму письменной передачи информации пред­ставляют печатные труды (статьи в научно-технических жур­налах и сборниках, брошюры, книги). В последнее время часто используются промежуточные формы распространения науч­но-технической информации, В первую очередь, это депони­рование рукописей, то есть прием рукописей на хранение ор­ганами информации. Копии таких рукописей высылаются по запросам тем, кого они интересуют. Так поступают с материа­лами, рекомендованными к печати, но представляющими ин­терес для узкого круга специалистов.

Аналогично, но в обязательном порядке, поступают с отче­тами по научно-исследовательским работам и диссертациям, Таким образом, рукописные работы фактически оказываются опубликованными, то есть доступными для широкого ознаком­ления.

Устная форма передачи информации наиболее эффективна в смысле возможностей уяснения существа дела (благодаря живому слову, непосредственному контакту слушателя и до­кладчика, возможности задать дополнительные вопросы и по­лучить уточняющие ответы и т. д.). Однако сложные вопросы трудно воспринимать «на слух», когда нет возможности вер­нуться к чему-то не понятому в начале, или когда трудно следить за нитью рассуждений докладчика, особенно неопыт­ного. Докладом нельзя воспользоваться впоследствии, если он не записан.

Поэтому устные сообщения, как правило, делаются по уже написанной работе. Цель такого сообщения — облегчить озна­комление с ее основным содержанием. Так студенты ч аспиранты делают доклады при защите дипломного проекта и диссертации; инженеры и исследователи докладывают заказчикам (заводу, министерству) результаты работ, изложенные в соответствующих отчетах и проектах.

Точно также печатная публикация обычно основывается на ранее выполненных рукописных отчетах.

Таким образом, первичной и основной формой оформления результатов работы инженера и исследователя являете от­чет. Однако устное сообщение (доклад) и печатная публика­ция (статья) имеют свои специфические особенности.

1. Отчет о работе

Общие требования. Отчет о проделанной работе (учебной, инженерной, научной), как это следует из смысла слова «отчет», является систематизированным и полным (исчерпываю­щим) изложением существа и результатов работы.

Отчет о научно-исследовательской работе (НИР) являет­ся важным научно-техническим документом. Организация, вы­полнявшая НИР, представляет отчет о результатах работы ее заказчику, которым может быть предприятие промышленно­сти или транспорта (завод, производственное объединение, железная дорога), управление министерства или другая на­учная организация.