В английском языке есть выражение «self-made-man» (человек, сделавший сам себя). В этом смысле можно сказать, что студент делает себя инженером сам, ибо тот. кто хочет научиться — научится
К сожалению, не всегда студенты правильно понимают свою собственную роль в учебном процессе, недостаточно ответственно относятся к своему собственному образованию, которое должно послужить фундаментом всей их последующей инженерной деятельности От того, как учился студент, во многом зависят все его дальнейшие успехи в жизни и работе
Беспечное отношение к учебе, удовлетворение «троечным» уровнем знаний по оценкам дает иногда студенту формальное право на получение диплома, но инженер-то получается посредственный. Ведь нельзя никак оправдать такое положение, когда проект нового тепловоза будет разработан посредственно— по возможностям такого инженера, или, если также посредственно построить мост или жилой дом. Никто из студентов, оправдывающих свою «удовлетворительную» учебу, не согласится полететь на самолете, если узнает, что пилот самолета окончил свое училище на «тройки», также не согласится он и в случае болезни лечь на операционный стол, если его будет оперировать посредственный хирург.
Именно поэтому всегда трудно понять студента, удовлетворяющегося «тройками» Скорее, можно понять студента, получившего «двойку»: он просто плохо н недостаточно занимался и. поняв свои ошибки, должен будет их исправить «Тройка» же остается свидетельством безразличия к своей будущей работе. Посредственных инженеров быть не должно. Каждый инженер должен делать свою работу хорошо, иначе его трудно назвать инженером.
Качества, необходимые инженеру. Для того чтобы успешно заниматься любым видом полезной деятельности, необходимы обычные человеческие качества: энергия, упорство в достижении цели, постоянное стремление к совершенствованию, творческое воображение, деловое мастерство, запас общих и специальных знаний, умение работать с людьми, дисциплинированность, организованность, ответственность за свое дело. Все это нужно любому хорошему специалисту, в том числе и инженеру. Но инженеру важны и некоторые другие качества, которые можно и нужно развивать в себе со студенческой скамьи.
Вот некоторые из них
1. Техническая изобретательность — умение находить решения, «придумывать» полезные идеи Изобретательность характеризует творческое мышление человека. Творческое воображение специалиста часто сковывается своего рода психологической инерцией. Инерция имеющегося опыта, .устоявшихся воззрений, так называемого «здравого смысла», ограничивает творческие возможности человека. Привычка считать известное окончательной истиной не побуждает человека к поиску. Великий физик Альберт Эйнштейн однажды ответил наполовину в шутку, наполовину всерьез на наивный вопрос: «Как делаются открытия»? Он со свойственной гению скромностью, сказал, подразумевая инерцию мышления: «Очень просто. Все знают, что это невозможно. Один человек этого не знает. Он и делает открытие».
2. Умение анализировать явления на основе общетехнических знаний, научных принципов и законов. Эта способность развивается именно за счет фундаментального образования.
3. Знание специальности — без этого знания нет специалиста. Но специалист учится и углубляет свои знания всю жизнь. Поэтому для начинающего специалиста, молодого инженера более важна на первых этапах широта знаний, чем их глубина на отдельном участке. Специалист не должен быть узким, необходима инженерная эрудиция. Именно эта мысль содержится в известном афоризме Козьмы Пруткова — «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння».
Более широкие инженерные знания, в том числе знания в области смежных специальностей (хотя бы в порядке общего представления), помогают молодому инженеру избегать односторонности в своих суждениях и оценках, не изобретать уже изобретенное.
Знания инженера, однажды приобретенные, не вечны. Они стареют и забываются. Поэтому теоретический багаж специалиста требует постоянного пополнения и обновления.
К знанию специальности относятся также и знания в области технологии и экономики.
4. Знание математики и умение пользоваться сов ременными вычислительными средствами необходимы любом} современному инженеру. На этом вопросе надо остановиться подробнее.
Инженеру, где бы он ни работал, необходима математическая культура (впрочем, так же, как и культура вообще). Однако, как писал еще акад. А. Н. Крылов, «математика в современном своем состоянии настолько обширна и разнообразна, что ... в полном объеме она уму человеческому непостижима…»1. Тем не менее инженер должен иметь ясное представление о математическом аппарате, применяемом для решения задач своей отрасли знания. Он должен уметь математически грамотно сформулировать задачу, понимать технику решения и вычислений и реально оценивать достоверность результатов расчетов. Инженеру важно знать в математических и вычислительных методах, как ими пользоваться и в каких случаях можно пользоваться. Ведь говорят, что «ум заключается не только в знании, но и в умении применять знание на деле».
5. Умение, можно сказать, смелость (инженерная) принимать решение в условиях неполноты информации — на основе собственного опыта и полного, всестороннего анализа имеющихся данных.
6. Знание иностранного языка. Настоящий инженер должен знать (понимать), по крайней мере, два иностранных языка. Один из них должен быть английский, на котором выходят технические публикации двух крупнейших капиталистических стран, другой— немецкий, французский или какой-либо еще из более редких.
Знание иностранного языка специалисту необходимо. Причем к этому знанию надо подходить также, как к знанию математики: не обязательно научиться говорить, но важно научиться понимать иностранный текст по своей отрасли. В эпоху обилия информации инженер, не понимающий хотя бы одного иностранного языка, оказывается часто беспомощным. И никакие переводчики не помогут ему быть в курсе современного состояния отрасли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.